"Нервы не выдерживают. Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться." - горестно написал в своей предсмертной записке художник Константин Яковлевич Крыжицкий.
В 1910 году Константин Яковлевич написал замечательный пейзаж "Повеяло весной". Он изобразил лес, укутанный толщей снега. Среди деревьев вьется тропинка, ведущая к деревянному домику.
Картина выглядит безупречно. Чувствуется, что это самая настоящая зима и кажется, что с полотна вот-вот повеет морозом.
Крыжицкий вложил много сил в работу, выписал все нюансы, великолепно проработал игру света и теней. Его картина была отправлена на выставку в Лондон и получила множество похвал. От одного из музеев поступило предложение о продаже, но Константин Яковлевич отказался, так как хотел показать картину в России.
В 1911 году "Повеяло весной" увидела отечественная публика. Работа у всех вызывала восторг. Художник был счастлив от всеобщего восхищения. Его труд по достоинству оценили. Что может быть лучшей наградой для творца?
И тут внезапно все изменилось.
Художник Фома Райлян, явно недовольный вниманием к Крыжицкому, написал обличительную заметку в газете, где обвинил живописца в плагиате картины Якова Бровара "Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи".
Обвинение подхватили другие газеты и началась безжалостная травля Константина Яковлевича.
Завершилось все тем, что 4 апреля 1911 года Крыжицкий наложил на себя руки. На столе была найдена его записка:
Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!
Схожесть пейзажей была лишь из-за фотографии, по которой оба художника и писали свои работы.
Фото Беловежской Пущи было опубликовано в одном из периодических изданий и так совпало, что снимок запал в душу сразу двоим художникам, решившим по нему писать картину. При этом Крыжицкий не был знаком с Яковом Броваром и его картинами.
Вот так из-за злых языков не стало талантливого человека.
Спасибо за внимание. Для развития канала мне очень важна ваша поддержка статьи лайком.