Стивен Кинг — один из самых плодовитых писателей XX и XXI веков. Его мрачные, пронизанные ужасом истории не раз становились основой для экранизаций, погружая зрителей в невероятно тёмные миры.
Однако иногда кинематографисты идут ещё дальше: они не просто переносят сюжеты на экран, а сознательно усиливают их мрачность, внося изменения в концовки и характеры персонажей. В результате некоторые фильмы оказываются ещё жутче, чем сами книги.
На момент написания этой статьи было снято более 55 экранизаций книг, повестей и рассказов Стивена Кинга. Многие из них — в том числе такие известные, как «Долгая прогулка» — используют умные и креативные приёмы, чтобы сделать повествование ещё более тревожным и безнадёжным.
Иногда это выражается в увеличении числа жертв, иногда — в превращении амбивалентного персонажа в откровенного злодея. Ниже — девять экранизаций, в которых история стала ещё мрачнее, чем в оригинале.
«Долгая прогулка» (2025)
Одна из лучших современных экранизаций произведений Стивена Кинга, «Долгая прогулка», кардинально меняет финал романа, делая его одновременно мрачнее и более катарсическим.
В фильме последними оставшимися участниками смертельной игры становятся Рэй и Питер. Рэй жертвует собой, позволяя убить себя, чтобы Питер выжил, и официальным победителем объявляется МакВрайс.
Разбитый горем Питер использует своё «желание» — просьбу, которую победитель может загадать майору, — чтобы исполнить последнюю волю Рэя: он просит пистолет и убивает майора. Это серьёзное отклонение от оригинала.
В романе Питер занимает лишь третье место и действительно осуществляет своё намерение — просто садится и позволяет себя застрелить.
Это не значит, что книжная концовка оптимистична. В оригинале победителем становится Рэй, который проходит мимо майора и замечает вдали таинственную фигуру. Майор в книге остаётся жив, а Питер — более жёсткий и циничный персонаж — не переживает того духовного прорыва, который определяет его финальную сцену в фильме.
«Сияние» (1980)
Одна из самых противоречивых экранизаций Кинга — «Сияние» Стэнли Кубрика — внесла множество изменений в исходный материал. Хотя в обеих версиях Джек Торренс сходит с ума, фильм делает акцент на том, что он представляет прямую угрозу для своей жены и сына, а отель «Оверлук» лишь усиливает эту мрачную сторону его личности.
Книга завершается на относительно более позитивной ноте. В романе Дик Холлоранн, получив сигнал через «Сияние», приходит на помощь Дэнни, помогает Венди и мальчику сбежать и остаётся в живых. В фильме же Холлоранн погибает от руки Джека.
Смерть самого Джека также сильно отличается. В книге он на мгновение приходит в себя и сознательно вызывает взрыв в котельной, уничтожая отель и принося жертву ради спасения семьи. В фильме такого искупления нет: Джек умирает, заблудившись в лабиринте и замерзнув, полностью поглощённый злом «Оверлука».
«Доктор Сон» (2019)
Кинематографическая версия «Доктора Сна» — продолжения «Сияния» — вносит естественные, но значимые изменения, чтобы лучше вписать сюжет в уже существующую вселенную фильма Кубрика. В обеих версиях главными антагонистами выступают Узел Верных, но в книге они остаются таковыми на протяжении всего повествования, а действие возвращается в «Оверлук».
Поскольку в фильме «Сияние» отель не был разрушен, в «Докторе Сне» Джек Торренс возвращается как призрак, заменяя бармена Ллойда и пытаясь сломить волю Дэнни. Это контрастирует с образом Джека в книжной версии «Доктора Сна», где он скорее помогает сыну, что придаёт повествованию более оптимистичный тон.
В романе Дэнни и Абра побеждают Узел Верных без серьёзных потерь. В фильме же гибнут отец Абры, Дэвид, и друг Дэнни, Билли. Сам Дэнни также погибает, уничтожая «Оверлук» тем же способом, которым Джек воспользовался в книге «Сияние».
«Кэрри» (2013)
Роман, принёсший Стивену Кингу известность, «Кэрри» неоднократно экранизировался. Хотя все версии в целом следуют оригиналу, в двух самых известных — с Сисси Спейсек (1976) и с Хлоей Грейс Морец (2013) — сюжет был намеренно затемнён.
Особенно мрачной выглядит сцена резни на выпускном вечере: в версии 2013 года Крис и Билли открыто убивают Томми в ходе своей жестокой шутки.
Финальная схватка Кэрри с ними также становится жестче: после смерти Билли Крис пытается убить Кэрри, сбив её машиной. Сью выживает только потому, что Кэрри узнаёт о её беременности.
Оба фильма изменяют концовку оригинала. В романе подробно описываются последствия трагедии и намекается на существование других детей с подобными способностями. В кино же Кэрри запоминается как монстр — за исключением Сью, которая оплакивает её и оставляет цветы на могиле.
Версия 2013 года и вовсе завершается тревожным намёком: возможно, Кэрри всё ещё жива.
«Мгла» (2007)
Один из самых мрачных рассказов Кинга, «Туман», стал ещё мрачнее в экранизации Фрэнка Дарабонта 2007 года. В обеих версиях небольшой городок в Новой Англии окутывает туман, наполненный невыразимыми ужасами. Вплоть до финала сюжеты почти идентичны.
Однако концовка фильма кардинально отличается. В рассказе Дэвид, его сын Билли, Аманда и другие выжившие покидают продуктовый магазин в поисках помощи, и повествование завершается на неоднозначной, но всё же надеющейся ноте: возможно, где-то есть другие выжившие.
В фильме же надежды нет. Узнав, что его жена погибла, Дэвид решает милосердно убить Билли, Аманду и пожилую пару, с которой они путешествовали. Когда у него заканчиваются патроны, он выходит из машины, чтобы его убили чудовища — но в этот момент появляются военные.
Их спасение приходит слишком поздно: все, кого он любил, уже мертвы. Это одна из самых безнадёжных и мрачных концовок в истории экранизаций Кинга.
«1408» (2007)
Короткий рассказ «1408» был значительно расширен для киноверсии с Джоном Кьюсаком в главной роли. Чтобы растянуть сюжет до полнометражного фильма, сценаристы добавили множество трагических элементов, отсутствующих в оригинале.
В обеих версиях Майк Энслин — скептик, не верящий в сверхъестественное. Но в книге он остаётся более прямолинейным персонажем. В фильме же у него есть жена Лили и дочь, умершая от болезни незадолго до событий картины. Эти детали придают истории глубокий психологический подтекст.
Ужасы в фильме становятся не просто сверхъестественными, а личными и болезненными: сущность в комнате 1408 нацеливается на Лили, мучая Майка видениями. В отличие от рассказа, где Майк сбегает из номера, в фильме он поджигает комнату, пытаясь уничтожить зло.
Основная версия завершается тем, что Майк записывает на диктофон подтверждение, что Лили его преследует. А в альтернативной концовке расширенного издания показано, что Майк погибает, пытаясь уничтожить номер.
«Ночной полёт» (1998)
Обе версии «Ночного полета» рассказывают о репортёре таблоида Ричарде Дисе, который расследует серию загадочных убийств, совершённых «Ночным летуном» — вампиром. Однако после того как Дис находит убийцу, пути рассказа и фильма расходятся.
В оригинале вампир отпускает Диса живым, оставляя его на месте преступления для полиции. В фильме же он заставляет Диса выпить свою кровь, из-за чего у того начинаются галлюцинации: он видит, как жертвы восстают из мёртвых. Когда приезжает полиция, она застаёт Диса в момент, когда он рубит «монстров» топором, и убивает его на месте.
Фильм добавляет ещё один мрачный штрих: соперник Диса, репортёр Блэр, публично обвиняет его в убийствах, совершённых «Ночным летуном», окончательно очерняя его репутацию.
«Клетка» (2016)
«Клетка» — это история Кинга о зомби-апокалипсисе, вызванном «Пульсом» — сигналом по мобильным телефонам, превращающим людей в зомбиподобных упырей. Обе версии сосредоточены на Клэе, художнике, который пытается выжить и найти своего заражённого сына Джонни.
В романе Клэй успешно взрывает бомбу, убивая Рваного — своего рода лидера «Телефонщиков», — и история завершается относительно оптимистично. В фильме же всё иначе: Клэй лишь думает, что ему удалось вызвать взрыв.
Финальные кадры показывают, что, несмотря на все усилия, Клэй на самом деле был заражён во время последней схватки и теперь сам стал одним из «Телефонщиков» в бесконечной орде. Судьба других выживших остаётся неизвестной, что делает концовку фильма гораздо более мрачной и безысходной.
«Худеющий» (1996)
В обеих версиях «Худеющего» Билли Халлек — продажный адвокат, проклятый цыганкой на медленную, мучительную смерть от истощения. Чтобы снять проклятие, он должен передать его другому, испекши пирог с заклинанием.
Сюжеты совпадают почти до самого конца. В обеих версиях Билли отдаёт пирог жене, жертвуя её жизнью ради собственного спасения. Но затем он узнаёт, что их дочь тоже съела пирог и обречена на смерть.
В книге раскаивающийся Билли съедает немного пирога из чувства вины и умирает вместе с семьёй. В фильме же его прерывают до того, как он успевает это сделать.
Его встречает доктор Майки, у которого был роман с женой Билли. Вместо раскаяния Билли выбирает путь зла: он приглашает Майки на пирог, намекая, что собирается передать проклятие ему и таким образом выжить. Это удивительно жестокий и циничный финал, делающий киноверсию гораздо мрачнее оригинала.
Таким образом, многие экранизации произведений Стивена Кинга не просто пересказывают его истории — они сознательно углубляют их тьму, превращая уже мрачные сюжеты в настоящие кошмары без надежды на спасение.
А какая ваша любимая экранизация Кинга? Делитесь в комментариях!
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)