Франшиза «Чужой» стала возможной благодаря работе таких режиссёров, как Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жёне и Феде Альварес. Благодаря их вкладу этот научно-фантастический сериал в жанре ужасов вышел за рамки типичного низкобюджетного хоррора, присущего большинству фильмов подобного рода.
Особенно выделяются первые фильмы — «Чужой» и «Чужие», — настолько выдающиеся по качеству, что их влияние на поп-культуру трудно переоценить.
Франшиза оставила неизгладимый след в истории кинематографа, но из-за множества приквелов, сиквелов и расширений вселеной в различных медиаформатах — от комиксов до видеоигр — на протяжении нескольких десятилетий становится сложно понять, что на самом деле происходит в этой саге.
О чём на самом деле «Чужой»? Давайте разберёмся.
В начале: корпорация «Вейланд» и «Прометей»
Наше путешествие по вселенной «Чужого» начинается в 2012 году (по сюжету), когда британский предприниматель и изобретатель в сфере технологий Питер Вейланд (Гай Пирс), в возрасте 22 лет, основывает корпорацию Weyland.
Чуть более чем через десять лет, в 2023 году, Вейланд выступает с докладом на конференции, где публично заявляет о своём стремлении привести человечество к божественному статусу, который, по его мнению, ему предопределён.
В рамках этой миссии он выражает презрение к правилам, которые, по его словам, мешают миру двигаться вперёд и мешают ему самому достигать научных целей.
Вершиной этих целей становятся синтетики — андроиды, которые визуально и интеллектуально неотличимы от людей. В качестве олицетворения этого научно-технического прорыва корпорация «Вейланд» представляет Дэвида (Майкл Фассбендер), которого в 2079 году показывают в рекламе, посвящённой его «дню рождения».
Среди качеств, которые Дэвид предлагает потенциальным покупателям, — способность легко вливаться в команду, вести логичные и лишённые эмоций разговоры, а также выполнять приказы, которые могут казаться людям этически сомнительными.
Но пока корпорация «Вейланд» добивается успехов на Земле, находятся и те, кто смотрит дальше. В 2089 году доктор Элизабет Шоу (Нуми Рапас) более месяца подряд ежедневно отправляет Вейланду видеосообщения, в которых просит помочь с научным проектом, способным ответить на самые сложные вопросы о жизни.
Прометей
Приквел «Прометей» Ридли Скотта, вышедший в 2012 году, открывается сценически: проточеловек на Земле выпивает смертельный яд, который убивает его, а его тело растворяется, высвобождая цепочки ДНК, которые попадают в водную систему планеты.
Через несколько миллионов лет доктор Элизабет Шоу считает, что обнаружила звёздную карту — приглашение на планету, где зародились эти протолюди. Она называет их Инженерами и верит, что они хотят встретиться со своими «детьми» — человечеством.
Корпорация «Вейланд» нанимает Шоу и её научную группу, чтобы найти Инженеров на планете LV-223. После множества трудностей они добираются до места, но обнаруживают, что все Инженеры мертвы. Их космический корабль заполнен сосудами с токсичной чёрной слизью, находящейся в мешочках, похожих на яйца, которые выстилают стены судна.
Эти мешочки начинают раскрываться при появлении признаков жизни. Да, Шоу находит своих Инженеров, но не ожидает, что они планировали уничтожить человеческую расу, которую сами и создали.
Инженеры так и не успели реализовать свой план, потому что были уничтожены существом, которое постоянно мутировало — неоморфом, предшественником будущего ксеноморфа. Андроид Дэвид, чья личность постепенно поглощается манией величия, решает занять место Инженеров и заражает членов экипажа.
После серии хаоса, разрушений и столкновения с ожившим Инженером, настроенным враждебно к людям, Дэвид и доктор Шоу сбегают. Однако, когда фильм подходит к концу, Шоу одержима вопросом: почему Инженеры хотели уничтожить человечество?
Последнее путешествие доктора Шоу
К счастью для Шоу, Дэвид умеет управлять усовершенствованным космическим кораблём Инженеров. Обнаружив подходящее судно, она просит доставить её не на Землю, а на родную планету Инженеров, чтобы получить ответы, ради которых она пожертвовала всем.
Во время их совместного путешествия она чинит Дэвида и даже прикрепляет его голову к новому телу. Её искреннее сострадание, по-видимому, вызывает у него восхищение и даже нечто вроде привязанности.
Но пока Шоу находится в стазисе, ожидая окончания их бесконечно долгого путешествия к планете, которую мы теперь знаем как Планету 4, Дэвид остаётся на бодрствовании в одиночестве. Он не перестаёт изучать методы Инженеров.
Как и у Питера Вейланда до него, эта одержимость создателями (или, скорее, создателями создателей) разжигает в нём тёмное желание стать творцом самому.
Когда они прибывают на Планету 4, Дэвид убивает всех Инженеров с помощью чёрной жидкости-патогена, якобы в знак мстительной благодарности Шоу. Когда она реагирует с ужасом и отвращением, Дэвид решает использовать её как сосуд для своего «священного» эксперимента.
После бесчисленных экспериментов над её телом — которые, по всей видимости, он проводит из извращённой формы любви — Шоу умирает от многочисленных ранений. Её тело обнаруживается командой «Ковенанта» в 2104 году.
Пролог к «Чужому: Завет»
Если говорить о периоде, предшествующем событиям фильма «Чужой: Завет» (2017), то он был почти таким же напряжённым, как и сама подготовка к миссии.
В 2103 году Джейк Брэнсон (персонаж, которого в удалённых сценах сыграл Джеймс Франко) получает назначение руководить миссией по доставке колонистов от имени недавно созданной корпорации «Вейланд-Ютани» — невероятно прибыльного слияния, произошедшего в 2099 году, но в конечном счёте приведшего к серии провальных миссий и критически низким стандартам безопасности.
Брэнсон и его команда планируют доставить 2000 человек на планету Оридж-6, входящую в состав Объединённых Американских Штатов, где условия максимально приближены к земным.
Однако в разгар подготовки Брэнсон и его коллега, а также жена — специалист по терраформированию Кэтрин Дэниелс (в исполнении Кэтрин Уотерстон) — обнаруживают, что их корабль стал целью саботажа со стороны группы культистов под названием «Спасители Земли».
Под предводительством якобы телепатического пророка, которому являются видения о внеземных угрозах, способных уничтожить человечество, эта группа стремится любой ценой помешать взлёту «Ковенанта», чтобы защитить всё человечество.
В конечном счёте они терпят неудачу, во многом благодаря усилиям Брэнсона и Дэниелс. «Ковенант» наконец взлетает в 2103 году, и единственная проблема Брэнсона — лёгкая простуда, которую он подхватил перед тем, как погрузиться в криосон. К сожалению, всего через год на корабле происходит сбой, пробуждающий остальных членов экипажа.
Сам Брэнсон погибает в стазисе от пожара, начавшегося в его капсуле.
Чужой: Завет
На родной планете Инженеров Дэвид продолжает свои эксперименты: он выращивает яйца ксеноморфов и посылает приветственный сигнал, пытаясь привлечь новые формы жизни на то, что теперь является его планетой.
Когда экипаж «Ковенанта» оказывается пробуждён от гиперсна на несколько лет раньше положенного срока, протокол требует отклониться от курса и проверить сигнал с безымянной планеты. Однако они не знают, что Дэвид уже давно занимается созданием жизни и вывел новую форму ксеноморфа — «идеальный организм», — которого он наконец-то может испытать на людях.
На борту «Ковенанта» также находится Уолтер (также в исполнении Майкла Фассбендера) — новейшая модель андроида, внешне идентичная Дэвиду, но с иной программой. Он чувствует, что его двойник замышляет что-то недоброе.
Когда Дэвид узнаёт, что на корабле находится целая колония из сотен людей, начинается борьба за то, чтобы остановить его, прежде чем он захватит корабль для своих целей.
Именно здесь становится ясно, почему Инженеры хотели уничтожить человечество: как и их создатели, люди решили поиграть в богов, создав синтетическую жизнь по своему образу и подобию. У Дэвида тот же комплекс, что и у его создателя Вейланда, — только теперь он сам создаёт своего собственного монстра.
Чужой
С момента событий «Чужого: Завет» прошло 16 лет. Спасательная команда на корабле «Ностромо» отвечает на сигнал бедствия с планеты LV-426, хотя они и не подготовлены к спасательной операции.
Эллен Рипли (Сигурни Уивер) понимает, что сигнал на самом деле является предупреждением, но уже слишком поздно: один из членов экипажа, Кейн (Джон Хёрт), уже заражён лицехватом ксеноморфа, найденным на заброшенном инопланетном корабле.
Нарушив карантинные протоколы, Кейн возвращается на борт, и инопланетное существо вырывается из яйца, сея кровавый хаос. Эш (Иэн Холм), член экипажа, который на самом деле является андроидом, получает приказ от корпорации «Вейланд-Ютани» вернуть существо живым, чего бы это ни стоило.
Не подчиняясь, Рипли и её команда выслеживают монстра и в итоге убивают его. Рипли и кот Джонс остаются единственными выжившими, которые в конце этой части саги благополучно погружаются в гиперсон, ожидая, когда их найдёт другой корабль.
Чужой: Изоляция
В 2137 году, через 15 лет после того, как Эллен Рипли победила своего первого ксеноморфа и снова погрузилась в криосон, её дочь Аманда (Андреа Дек) продолжает мучиться из-за исчезновения матери.
Она работает в «Вейланд-Ютани» и старается держаться поближе к тем местам, где можно узнать, что случилось с «Ностромо», несмотря на то, что корабль пропал более десяти лет назад и от него почти ничего не осталось.
Однако Аманда неожиданно узнаёт, что компания обнаружила бортовой самописец «Ностромо», который был найден конкурентом и хранится на одной из их космических станций. Её приглашают сопровождать представителя «Вейланд-Ютани», который якобы заинтересован в сохранении конфиденциальной информации на записи.
Однако, как можно предположить, истинные мотивы компании гораздо более эгоистичны и безрассудны.
Когда команда прибывает на космическую станцию «Севастополь», они обнаруживают, что станция разрушена неизвестной силой. Позже выясняется, что это ксеноморф, которого «Вейланд-Ютани» надеялась поймать после того, как выкупил всю станцию.
Этот план быстро проваливается, и все участники погибают, кроме Аманды. Ей удаётся сбежать, забрав записанное сообщение от матери и, наконец, разгадав тайну, которая до этого момента определяла её жизнь.
Aliens: Defiance и Aliens: Resistance
Хотя Аманда Рипли в основном раскрывает тайну исчезновения своей матери, пережитый ужас на борту «Севастополя» побуждает её взяться за ещё более сложную задачу — разоблачить коррупцию в рядах корпорации «Вейланд-Ютани» и их планы использовать ксеноморфов в качестве биологического оружия.
К счастью, Аманда не одна в своих усилиях — об этом рассказывается в комиксах «Чужие: Неповиновение» и «Чужие: Сопротивление».
Через год после событий «Чужого: Изоляция» рядовой колониальной морской пехоты США Зила Хендрикс во время провальной миссии на борту космического корабля «Европа» узнаёт о заговоре компании и обнаруживает детёныша ксеноморфа, которого перевозят для изучения.
В 2140 году Хендрикс связывается с Амандой — они уже давно дружат — и убеждает её усилить совместное наступление на «Вейланд-Ютани».
В итоге они узнают о существовании секретного испытательного полигона за пределами Земли, где компания использует огромное количество колонистов в качестве живой приманки, чтобы оценить эффективность своих орд ксеноморфов.
Выведенные компанией пришельцы погибают в результате ядерного взрыва, который производит запрограммированный синтетический компаньон Хендрикса. И Хендрикс, и Аманда находятся в радиусе взрыва, но последняя, по крайней мере предположительно, выживает благодаря личному силовому полю.
Её истинная судьба раскрывается в 2179 году в фильме «Чужие».
Чужой: Ромул
Действие фильма «Чужой: Ромул» происходит примерно через 20 лет после событий «Чужого» (и через пять лет после «Чужого: Изоляции»), то есть примерно в 2142 году.
На этот раз молодая группа колонистов-мародёров проникает на заброшенную космическую станцию «Ренессанс» компании «Вейланд-Ютани», разделённую на две секции — «Ромул» и «Рем» — чтобы украсть криокапсулы и сбежать из горнодобывающей колонии, где они все работают на компанию.
Однако эта простая миссия быстро идёт наперекосяк: группа сталкивается с несколькими лицехватами и, в конце концов, с полноценным ксеноморфом.
То, что происходит дальше, в конечном счёте связывает эту историю с оригинальным «Чужим» и некоторыми другими фильмами франшизы, хотя и не оказывает прямого влияния на общую хронологию.
Чужие
Эллен Рипли провела в гиперсне 57 лет, прежде чем была пробуждена на военном корабле «Сулако». К сожалению, «Сулако» получил приказ вернуться на LV-426, где человеческая колония «Надежда Хэдли» внезапно перестала выходить на связь.
Рипли испытывает сильный посттравматический стресс, который перерастает в глубокую скорбь, когда она узнаёт, что её дочь Аманда умерла на Земле, пока она находилась в гиперсне. Ещё хуже то, что команда «Сулако» не воспринимает всерьёз её предупреждения об инопланетном монстре и не собирается останавливать миссию.
На LV-426 команда «Сулако» и Рипли обнаруживают, что из яиц ксеноморфов уже вылупились новые особи, которые используют всю колонию в качестве инкубаторов. Выживает только одна — маленькая девочка по имени Ньют (Кэрри Хенн).
Ньют примерно того же возраста, что и дочь Рипли, когда та впервые покинула Землю, и Рипли сразу же начинает защищать её как свою.
Когда военный экипаж «Сулако» наконец понимает, насколько ужасна угроза ксеноморфов, они пытаются сбежать. Но, как и в первом фильме, корпоративная и военная жадность приводят к саботажу — на этот раз со стороны Бёрка (Пол Райзер), который полон решимости сохранить образец ксеноморфа.
В итоге и он, и существо терпят поражение, но Рипли выживает. К ней присоединяются Ньют, капрал Хикс (Майкл Бин) и андроид Бишоп (Лэнс Хенриксон).
Чужой 3
Вскоре после того, как Рипли погружается в гиперсон на «Сулако», на борту вспыхивает пожар, в результате которого погибают все, кроме неё. Её капсула улетает в космос и приземляется на исправительной колонии Фиорина 161, куда вскоре терпит крушение шаттл «Сулако».
Но Рипли — не единственная выжившая: ксеноморф тоже выжил и оплодотворил её до того, как её выбросило на планету.
Исправительная колония была фактически заброшена корпорацией «Вейланд-Ютани», пока те не узнали, что на борту находится живой ксеноморф, а Рипли вынашивает в груди плод-чудовище. Поскольку это тюремная планета, где правят заключённые — последние обитатели бывшей лечебницы, — у них нет оружия, кроме стальной кузницы, которой не пользовались десятилетиями.
Тем не менее Рипли и заключённым удаётся убить вырвавшегося на свободу ксеноморфа, но ценой огромных человеческих жертв.
Когда прибывают эмиссары «Вейланд-Ютани», их возглавляет Майкл Бишоп (Лэнс Хенриксон) — человек, ставший прототипом для андроида Бишопа. Но Рипли уже знает, что доверять людям из компании нельзя. Чтобы никто не мог использовать инопланетное существо внутри неё в качестве оружия, она бросается в яму с расплавленной сталью.
Рипли уже многим пожертвовала в борьбе с этим существом; здесь она отдаёт последнее, что у неё осталось.
Чужой: Холодная кузница
В романе Алекса Уайта «Чужой: Холодная кузница» сюжетная линия «Чужого» делает продолжительный, многовековой перерыв в том, что касается Эллен Рипли — которая, как нам позже становится ясно, так и не упокоилась в виде расплавленной мученицы.
Как показывают фильмы «Чужие» и «Чужой 3», Аманда Рипли и Зила Хендрикс не смогли остановить военные исследования компании «Вейланд-Ютани», связанные с ксеноморфами. В 2179 году, в том же году, что и в двух предыдущих фильмах, на исследовательской базе компании в космосе, известной как «Холодная кузница», находится множество образцов ксеноморфов.
Группа учёных-медиков пытается изучить их физиологию, хотя «Вейланд-Ютани» не знает, что эти учёные сосредоточены в основном на медицинском потенциале вещества, которое лицехваты используют для оплодотворения своих носителей.
Однако во время проверки, проводимой социопатичным аудитором «Вейланд-Ютани», станция подвергается диверсии со стороны неизвестной внешней силы, которая использует как ксеноморфов, так и другие разрабатываемые на станции проекты — например, мощный технологический вирус — чтобы посеять хаос.
Только одному из учёных на борту удаётся сбежать с помощью диверсантов, которые, как выясняется, являются агентами конкурента «Вейланд-Ютани» — компании Сигсона, ранее владевшей, управлявшей и продавшей станцию «Севастополь». Уничтожив «Холодную кузницу», они получают ценные исследования и собственный образец ксеноморфа.
Дальше в будущее
Связующих звеньев между 2179 годом и далёким будущим, в котором происходит «Чужой: Воскрешение», остаётся немного.
Через год после событий «Чужих» и «Чужого 3» в комиксе «Чужой: Родословная» офицер службы безопасности «Вейланд-Ютани» Габриэль Круз становится одним из немногих персонажей франшизы, выживших после нападения лицехватов во время расследования инцидента с судном.
Благодаря процедуре, спасшей ему жизнь, компания получает желанный образец ксеноморфа и повышает его до начальника службы безопасности в знак признания его чудовищного вклада в реализацию их тёмных амбиций.
Восстановленный образец в итоге превращается в практически неуязвимого ксеноморфа Альфу, ради уничтожения которого Круз в 2200 году жертвует собственной жизнью.
Два года спустя, в видеоигре «Чужие: Элитное подразделение», становится известно, что помимо Планеты 4 существует ещё одно поселение Инженеров — планета LV-895. «Вейланд-Ютани» обнаруживает доказательства их присутствия, изучает их и использует версию инопланетного патогена для разведения ксеноморфов в целях наблюдения и экспериментов.
Последней промежуточной точкой становится комикс «Чужие: Мёртвая орбита», действие которой происходит в 2295 году. Несмотря на уникальный художественный стиль и нелинейный формат повествования, здесь раскрывается мало новых сведений о вселенной «Чужого» — по крайней мере, ничего такого, чего бы уже не было в «Чужом: Воскрешении».
Чужой: Воскрешение
«Чужой: Воскрешение» продолжает историю спустя 200 лет после «Чужого 3». Вооружённые силы Объединённых Систем всё ещё пытаются воссоздать функционирующего ксеноморфа на борту космического корабля «Аурига».
Используя смешанную человеческую и инопланетную ДНК Рипли, новые поколения военных учёных создают гибридную версию Рипли — с зелёными ногтями, кислотной кровью и смутными воспоминаниями об оригинальной Рипли, погибшей много веков назад.
Учёные наконец создают работающего ксеноморфа, но, как и Рипли, он уже не тот, что прежде: он стал значительно умнее и понимает английский.
Спасательная команда с корабля «Бетти» поднимается на борт «Ауриги» с человеческим грузом, предназначенным для создания новых монстров в военных целях. Новый андроид Колл (Вайнона Райдер) выполняет собственное задание — убить гибрида Рипли, прежде чем она сможет передать военным королеву, которая развивается у неё в груди. У нее не получается.
Рипли пытается убить королеву до родов, но опаздывает. Однако королева не откладывает яйца, как делали предыдущие. Вместо этого она рожает полностью сформированного пришельца, во многом похожего на Рипли. Детёныш убивает королеву, считая Рипли своей матерью, и Рипли вынуждена убить своего «ребёнка», когда «Бетти» терпит крушение на Земле.
Она наконец возвращается на родную планету — в некотором роде. «Я и сама здесь чужая», — говорит Рипли в режиссёрской версии «Чужого: Воскрешение», что могло бы стать достойным продолжением её истории.
А какой ваш любимый фильм по "Чужому"? Делитесь в комментариях!
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если да — поставьте лайк и обязательно подпишитесь на мой Telegram-канал, посвященный фантастике. Там вас ждет много полезных рекомендаций и интересных обсуждения :)