149,4K подписчиков

Конец "Еврофайтеров"? Как Ф-35 без боя уничтожает европейский истребитель. Берлин купил F-35 Lightning II по 300 млн евро за самолёт

16K прочитали
Британские учёные и эксперты  не зря едят свой хлеб. Они первыми обнаружили и описали так называемый "синдром Ф-35". В чём смысл этого явления, читайте в нашей статье. Нф фото один из сотни купленных британцами F-35 Lightning II. Фото RAF
Британские учёные и эксперты не зря едят свой хлеб. Они первыми обнаружили и описали так называемый "синдром Ф-35". В чём смысл этого явления, читайте в нашей статье. Нф фото один из сотни купленных британцами F-35 Lightning II. Фото RAF

Европа с её некогда мощным комплексом авиастроительных предприятий разного назначения, окончательно поражена тем, что топ-менеджеры французского концерна "Дассо Авиасьон" (истребитель "Рафаль Дассо") назвали эффектом или синдромом Ф-35. Так они окрестили маркетинговую программу американского "стелса" для своих ближайших союзников. Суть этой программы заключается в том, что приобретая F-35 Lightning II, клиент берет на себя всю тяжесть их обслуживания, замены программного обеспечения и обновления по первому требованию производителя. Все "Молнии-2" должны соответствовать самому актуальному софту, чтобы быть включенными в общенатовские сетецентрические системы боевого управления. Ну и как вишенка на торте, это полная лояльность Соединенным Штатам, хотя об этом в контрактах не пишут. В общем, ближайшая аналогия, это птенец кукушки, попавший в чужое гнездо. Со временем "кукушонок" Ф-35 начинает обдирать все остальные военные программы, высасывать ресурсы и требовать исключительной инфраструктуры, заточенной только под него. Это и заправщики, и линейка управляемого оружия, и обновленное программное обеспечение, и специально оборудованные аэродромы, и флот АВАКС. В общем, что называется, полный фарш.

Читйте ещё: Почему "Лео-2" и "Абрамсам" лучше сидеть дома. Позор этих танков под Мосулом, Эль-Бабом и в Йемене подорвал репутацию лучших западных ОБТ.

В таком виде он, конечно, никакой не "стелс", да и выглядит слегка облезлым, но всё равно внушает. Прежде всего ценой. Германия, кстати, получит их в полном объеме только к 2028 году. Фото Локхид Мартин
В таком виде он, конечно, никакой не "стелс", да и выглядит слегка облезлым, но всё равно внушает. Прежде всего ценой. Германия, кстати, получит их в полном объеме только к 2028 году. Фото Локхид Мартин

Плюс сам по себе полет этой милой "пташки" тянет на 52000 долларов каждый час. Далеко не вся аэродромная обслуга зарабатывает столько за год. В общем, ни на что другое деньжат не остаётся и прочие программы загибаются, как неудачливые птенцы, оказавшиеся соседями прожорливого кукушонка от голода . На эту особенность первыми обратили внимание британцы, рассчитав "экономический эффект" присутствия двух эскадрилий Ф-35 в Королевских ВВС Дании. Они с удивлением обнаружили, что группировка "Молний-2" к 2025 году начнет отжимать до трети военного бюджета скандинавской страны. Британцам предстоит обслуживать свыше сотни этих прожорливых малышей и учитывая, что дряхлая "царица морей" и без того в долгах, как в шелках, это будет больно, если вообще возможно.

Это интересно: Самый опасный истребитель Африки. Как российский воздушный боец без проблем обогнал в тендере знаменитый французский "Рафаль".

Но пожалуй своеобразный рекорд в этом смысле поставила Германия. Буквально на днях, после объявления "Блумбергами" деталей сделки с США по Ф-35, не выдержали даже бесконечно кроткие по отношению к американскому протекционизму "зелёные". Они обратили внимание Министра Обороны Германии Кристины Ламбрехт, что, цитата: "Возможно, что покупка Ф-35 оказалась не столь выгодной и содержит немалые риски в части доставки и задержек". Как мило! Особенно учитывая тот факт, что Германия приобрела 35 самолётов, внимание, за 10,5 млрд евро. Ну то есть, по триста миллионов за единицу товара. На фоне того, что Локхид недавно объявил, что ему удалось снизить отпускную цену за единицу до 85 млн, американцы в этой сделке, похоже, явно не продешевили. Обещают правда и аэродромы под них оборудовать, и линейку оружия нового. Однако, оружие и инфраструктура, которые стоят в три раза больше самолёта, должны наводить хоть на какие-то размышления. Но только не нынешнее германское правительство. Там своё дело чётко знают - интересы США должны быть соблюдены в обязательном режиме и в первую очередь. Ни полётные часы, ни АВАКСы, ни флот самолётов-танкеров, без которых Ф-35 физически не может быть полностью боеспособным, в контракт конечно не входят. Так что немецким гражданам придётся ещё немного раскошелиться, дабы достойно содержать диковинную заморскую технику, которую уже язык не поворачивается называть "новинкой".

Читайте ещё: Как оперялся "Адский Утёнок" Су-34. В войска пошёл обновленный вариант одного из самых востребованных и уникальных российских самолетов

Германия много раз заявляла о приобретении вместо устаревших "Торнадо" новеньких Eurofighter Typhoon Tranche 4. А вместо этого купили Ф-35. Зато на все деньги. Фото Люфтваффе Бундесвера.
Германия много раз заявляла о приобретении вместо устаревших "Торнадо" новеньких Eurofighter Typhoon Tranche 4. А вместо этого купили Ф-35. Зато на все деньги. Фото Люфтваффе Бундесвера.

Читайте ещё: "Еврофайтеры не помогут". После атаки "сушки" в Британии не знают, как обеспечить безопасность своих "электронных глаз" над Черным морем.

По сути это означает конец консорциума и собственно, самого истребителя "Еврофайтер". Три основных его пользователя: Великобритания, Италия и Германия отказались от крупных партий последней модификации Tranche 4, в пользу американского "стелса". Также поступили и некоторые другие ключевые страны ЕС Еврофайтер, в целом, тоже не подарок и стоимость его обслуживания уже вызвала крупный скандал в Австрии, где местные депутаты пообещали списать ряд относительно новых машин из-за непомерной цены за обслуживание. Но по сравнению с теми 52000 долларов, которые отжирает за один час полёта Ф-35, это всё семечки.

Это интересно: Спасибо Урсула, или почему когда-то "железный" Бундесвер называют теперь "армией на 48 часов

Ф-35 даже не пришлось запускать ракет, чтобы уничтожить консорциум "Еврофайтер". Европейцы всё сами для этого сделали в лучшем виде. Фото USAF
Ф-35 даже не пришлось запускать ракет, чтобы уничтожить консорциум "Еврофайтер". Европейцы всё сами для этого сделали в лучшем виде. Фото USAF

Читайте ещё: Падение с оружейного "Олимпа". В Германии крайне разочарованы качеством знаменитой САУ PzH 2000. Союзники тоже постоянно жалуются.

Говорят, чтобы окупить программу Ф-35, Локхид должен продать 27000 машин. Это нереальное количество, и хотя бы выход в ноль представляется чем-то из области ненаучной фантастики. Но ещё несколько таких удивительных контрактов, как с Германией, и может показаться, что ничего невозможного нет.

Читайте ещё: Американцы показали В-21 "Райдер" и назвали его "самым совершенным самолетом 21 века", но есть нюанс. Даже два.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!