Ударные боевые вертолёты - товар штучный. Они как хищники, находятся на самом верху технологической цепочки. Уже один тот факт, что страна способна производить такие мощные и наукоёмкие машины, много говорит её индустриальном развитии. Популярное американское военное издание military-today утверждает, что в мире сегодня действует около 30 различных моделей боевых ударных вертолётов. Они составили свой рейтинг, основываясь на - цитата: "совокупной оценке производительности, огневой мощи, защиты и бортового оборудования".
Открыл топ из девяти лучших машин советский ударный вертолёт №1 Ми-24. Издание назвало его вторым по распространенности в мире на сегодняшний день. Первый полёт "Hind" ("лань" в кодировке НАТО), а по нашему "крокодила" прошёл в сентябре 1969 года, но он по-прежнему считается одним из самых грозных аппаратов такого типа.
С начала серийного производства было построено более 3500 экземпляров, и по оценке издания, свыше полутора тысяч до сих пор находятся в строю в ВВС и силовых структурах пятидесяти стран планеты. Вертолёт принял участие более чем в тридцати конфликтах. Последние два, в Сирии и на Севере Ирака, вновь доказали, что списывать "крокодила" со счетов рано, и он ещё повоюет.
Читайте: Зарубежные войны "Крокодила". "Когда эта "птичка" в полёте, нам на земле намного спокойнее"
На восьмом месте расположился первый специализированный ударный вертолёт, произведенный целиком в Западной Европе. Итальянская Agusta A129 Mangusta начала поступать в войска в 1990, через двадцать лет после того, как США и СССР выпустили свои дебютные модели. То, что "Агуста-Мангуста" оказалась в рейтинге выше Ми-24\35 мы оставляем на совести авторов.
Этот лёгкий противотанковый вертолёт, вооруженный управляемыми ракетами и 20 мм пушкой состоит на вооружение всего двух стран - Италии и Турции. Причем турецкий вариант с(Т-129) читается даже более продвинутым, чем оригинал. Из боевых заслуг вертолёта припоминается разве что участие в турецких операциях в Сирии и небоевые потери там же. Всего произведено 75 экземпляров.
Седьмое место в рейтинге южноафриканского вертолёта Denel AH-2 Rooivalk можно отнести, скорее, к разряду курьезов. Всего была выпущена дюжина машин и никаких боевых заслуг за ними не числится. В целом, это неплохой ударный вертолет, с хорошей защитой, вооруженный 20-мм пушкой и управляемыми ракетами типа Mokopa, аналога американского "Hellfire"
"Южноафриканский "Красный сокол" включают в топы возможно потому, что это единственный вертолёт родом из Африки, других причин нет. С таким же успехом в рейтинг можно было бы внести американский МН-66 "Команч". У того, по-крайней мере есть один рекорд, который никогда и никто не побьет - 9,8 млрд долларов, затраченных на его разработку, были попросту выброшены на ветер.
У вертолета, занявшего шестую строчку американского рейтинга, боевая биография тоже отсутствует. Интересен он больше всего тем, что стал первым крупносерийным вертолётом, разработанным и произведенным в в Азии.
Хотя с азиатским происхождением разработки китайского боевого вертолёта CAIC WZ-10 тоже есть небольшая заминка. В его основе - эскизный вариант камовского изделия "930". Но в этот раз китайцы, вопреки обыкновению, не художественно освоили чужой проект, а приобрели его на законных основаниям. Российские разработчики утверждают, что придумывали Z-10, основываясь на китайском техзадании и не использовали секретных отечественных разработок. На сегодня произведено чуть более сотни этих машин, вооруженных 23мм пушкой и способных нести четыре блока управляемых и неуправляемых ракет.
У пятого по рангу вертолёта боевая биография тоже не ахти, но все же она побогаче, чем у предыдущих двух, обогнавших российский "крокодил" только по недоразумению и субъективным "хотелкам" создателей рейтинга. Франко-германский The Eurocopter Tiger успел отметиться в Афганистане и "миротворческих операциях" в Ливии и Мали, не снискав, впрочем, никакой славы. Тем не менее, это качественный боевой аппарат, вооруженный 30мм пушкой, управляемыми ракетами "земля-воздух" и блоками НУРСов.
Тайгер довольно неплохо защищен композитной броней и имеет в конструкции ряд "стелс"-элементов. Впрочем для войн, в которых он участвовал, такие премудрости ни к чему, зато они серьезно повлияли на его стоимость. На сегодня это один из самых дорогих ударных вертолетов. Всего на вооружение у европейских армий находится чуть более двухсот таких машин.
Вершину рейтинга занимают вертолёты, которые так, или иначе присутствуют во всех топах мира. На третьей и четвертой строчке расположились российские разработки. Рассказывать о истории их создания мы не будем, об этом вы можете прочесть в материалах по синим ссылкам. Четвертое место, по мнению американцев, занимает Ми-28Н. Они называют его самым тяжелобронированным вертолётом из современных.
Немного странно, что западные специалисты не знают, что "Ночной охотник" находится на вооружении армии Ирака, но они довольно высоко оценивают его работу в Сирии. Хотя именно в Ираке Ми-28 проявил себя наилучшим образом, внеся немалый вклад в перелом войне с запрещенным ИГ на севере страны.
Третьим в списке пристрастий экспертов значится российский "Аллигатор". В одной из своих статей тот же military-today называет его "аппаратом, с убийственным сочетанием боевой мощи и смертоносной эстетики".
Специалисты оценивают его как один из самых быстрых и маневренных вертолётов, благодаря соосным винтам и отмечают его хорошую защищенность и ударную мощь. Одним из самых заметных коммерческих успехов "Аллигатора" стало то, что он потеснил "Апач" на сложном и перспективном египетском рынке. Всего произведено более 170 единиц, 30 из которых заняли место в ВВС ио ВМС североафриканского государства.
Читайте: "Аллигатор" и "Апач" в жесткой схватке...за египетский рынок. "Россияне возвращаются"...
Первые места предсказуемо заняли американские изделия. Второе у ударного Bell AH-1Z Viper, глубокой модернизации первого американского "ударника" АН-1 Cobra":
А а самой вершине рейтинга расположился нестареющий "Апач", в версии AH-64Е Apache Guardian . По мнению американских специалистов, на сегодня именно этот вертолёт имеет самые совершенные системы управления боем, кабину пилота, системы связи, вооружения и навигации.
Поставки "гвардейского апача" в армию США начались в 2011 году. В ближайшие годы планируется модернизировать по этой программе 634 "апача" более старых модификаций. Этот ударный вертолет поставляется Саудовской Аравии, Индии, Индонезии, Ираку и Южной Корее. "Главным калибром" данного аппарата стали 30мм пушка и ракеты Hellfire 2 с принципом "выстрелил и забыл"
В рейтингах боевых машин как в политических выборах - важно не как выбирают, а кто считает. Российские эксперты наверняка поставят на вершину топа отечественные вертолёты, и будут иметь для этого полновесные основания. Американцы приведут свои аргументы, к примеру тот, что ударным вертолётам, родом из США, принадлежит более четверти мирового рынка такого типа машин. Как бы то ни было, рынок сегодня почти безальтернативно разделен между США и Россией. Остальные машины - скорее экзотика. Часть из них, по нашему мнению, вообще лишняя в списке.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал. если материал показался вам интересным. Спасибо!