Найти в Дзене
Православная Жизнь

«Не называй Бога справедливым – Он милостив; иначе где был бы я?»

Старый плотник каждый день проходил мимо обветшалого деревянного храма, что стоял на окраине деревни. Но внутрь не заходил. Говорил себе: «Бог справедлив. А я уж сколько всего натворил. Пусть сам и решает, как меня судить». Так он жил – с тяжелым сердцем, с каким-то мрачным уважением к Богу, которого боялся. Однажды, сильно простудившись, он слег. Жена, не сказав ни слова, позвала в дом священника. Тот вошел в комнату, сел на краешек кровати и внимательно смотрел на старика, который снова и снова повторял слова про "справедливость Бога", и в голосе чувствовалось недоверие. И тогда батюшка сказал ему тихо: – Вы когда-нибудь думали, что если бы Господь был только справедлив – вас и меня уже не было? Плотник задумался: – А какой Он тогда? – Милостивый. Не по справедливости нас терпит, а по любви. Тот ничего не ответил. Но как только пошел на поправку, впервые за много лет, направился в храм. Спешно шел, молча, как будто несли его не ноги, а сама мысль: «А вдруг и для меня есть милость?».
Оглавление

Старый плотник каждый день проходил мимо обветшалого деревянного храма, что стоял на окраине деревни. Но внутрь не заходил. Говорил себе: «Бог справедлив. А я уж сколько всего натворил. Пусть сам и решает, как меня судить». Так он жил – с тяжелым сердцем, с каким-то мрачным уважением к Богу, которого боялся.

Однажды, сильно простудившись, он слег. Жена, не сказав ни слова, позвала в дом священника. Тот вошел в комнату, сел на краешек кровати и внимательно смотрел на старика, который снова и снова повторял слова про "справедливость Бога", и в голосе чувствовалось недоверие. И тогда батюшка сказал ему тихо:

– Вы когда-нибудь думали, что если бы Господь был только справедлив – вас и меня уже не было?

Плотник задумался:

– А какой Он тогда?

– Милостивый. Не по справедливости нас терпит, а по любви.

Тот ничего не ответил. Но как только пошел на поправку, впервые за много лет, направился в храм. Спешно шел, молча, как будто несли его не ноги, а сама мысль: «А вдруг и для меня есть милость?».

Что такое "справедливость" в глазах человека?

Человеческое представление о справедливости – это весы. «Сделал – получи. Нарушил – ответь. Не виноват – оправдан». В обществе это необходимо, иначе невозможно жить. Но если мы прикладываем ту же мерку к Богу, то скатываемся к юридическому пониманию веры. Христианство становится расчетом: «Я причащался – значит, Бог меня услышит. Я соблюдал пост – значит, Он не пошлет мне беду».

Но Господь не бухгалтер. Он – Отец. А отец не считает, сколько раз ребенок упал. Он всегда поднимает.

Преподобный Марк Подвижник пишет:

«Не называй Бога справедливым – Он милостив; иначе где был бы я?» (Слово 2-е. О тех, которые думают оправдаться делами).

Эти слова – не метафора, а духовная честность. Признание своего места перед Богом: я не прав, но я любим.

В чем отличие Божией милости от справедливости?

Справедливость дается по заслугам. Милость даруется вопреки.

Справедливость сказала бы: «Блудного сына надо оставить за порогом». Милость сказала: «Принесите лучшую одежду и оденьте его» (Лк. 15:22).

Справедливость взыщет с разбойника: «Ответь!». Милость говорит ему на кресте: «... Нынче же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

И в этом – не замена правды, а ее преображение: любовь выше справедливости.

Святитель Иоанн Златоуст говорил:

«Справедливость Бога это и есть Его милосердие, ибо Он справедлив с любовью, а не с мстительностью» (Беседа на Мф. 20:1-16).

Почему же мы так хотим справедливости?

Потому что справедливость дает нам иллюзию контроля. Мы думаем: если я поступаю правильно, Бог обязан мне ответить. Это удобно: мы – исполнители, Господь – гарант. Но такая вера похожа на торговлю.

И как только случаются страдания, непонимание, боль, – мы говорим: «Почему? Я ведь все делал правильно!». Это говорит не вера, а контрактное сознание. А Господь не заключает контрактов. Он входит в Завет любви – с теми, кто признает, что не достоин, но надеется.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:

«Ничего не заслуживаем, но все получаем. Это и есть милость» (Моя жизнь во Христе, т. 2).

Но где же правда?

Правда Божия – не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы спасать. Господь не слеп к греху. Но Его ответ на грех – не кара, а Крест.

Митрополит Антоний Сурожский однажды сказал:

«Если бы Бог был только справедлив, мы бы все уже исчезли. Но Он любящий. Он дает шанс даже тем, кто его уже давно потерял» (Из беседы о покаянии).

А как же «Бог – Судия»?

Да, Христос – Судия. Но Судия с пробитыми руками. Он будет судить не по буквам закона, а по любви. И каждый, кто придет к Нему не с перечнем заслуг, а с сокрушенным сердцем, – услышит не приговор, а зов.

-2

Не бойся Его правды, если ты принял Его милость. И не строй веру на том, что ты "все выполнил".

Когда тебе кажется, что ты недостоин Причастия – вспомни разбойника.

Когда не можешь выговорить исповедь – вспомни мытаря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (Лк. 18:13).

Вера плотника держалась на страхе перед справедливым Судией, и этот страх сковывал его годы. Но спасает не страх, а уверенность в абсолютной любви и милости Господа – той, что сильнее любого приговора, выше самой строгой меры. Его милость превращает наказание в исцеление, а падение – в путь домой. И пока мы доверяем этой милости, путь всегда остается открытым. Даже если мы сами давно поставили на себе точку.

🌿🕊🌿