В 2021 году на вооружение ВКС России начали поступать истребители 5 поколения Су-57. С 2027 года планируется начать производство легких истребителей Су-75.
Но был самолёт, что также должен был относиться к 5 поколению, и он разрабатывался ещё в СССР. Речь про МиГ-МФИ.
Работы по программе "1.42" начались еще в конце 70-х годов, когда в общих чертах определились приоритеты в требованиях к истребителю будущего. Он должен был стать ответом на разрабатываемый тогда F-22 "Раптор". Но требования, предъявляемые к новому советскому истребителю отличались от тех, что предъявлялись к будущему F-22.
МиГ-МФИ должен был обладать:
- Сверхзвуковой крейсерской скоростью
- Высокой манёвренностью на всём диапазоне скоростей
- Сниженной радиозаметностью
- Мощным радаром с фазированной антенной решёткой (ФАР)
- Возможностью применять вооружение по воздушным, наземным и морским целям
- Развитым бортовым электронным комплексом с элементами искусственного интеллекта, способным обмениваться данными с внешними источниками
- Индикацией тактической обстановки с возможностью одновременного вывода и объединения информации в удобной для понимания форме
Самолёт был спроектирован по аэродинамической схеме "утка", когда горизонтальное оперение (стабилизаторы и рули высоты) находится впереди крыла. Такая схема даёт машине лучшую маневренность.
Для снижения заметности, кили были сделаны наклонными, а вооружение было размещено во внутреннем отсеке. Лопатки турбин, должны были быть скрыты за стенками S-образного канала воздухозаборника.
На F-117 и F-22, ради достижения малозаметности, применялись резкие формы планера. Но так как концепция сверхманёвренности не предполагала рубленных форм, на МиГ-МФИ было решено сохранить плавные обводы корпуса.
Обеспечивать полёт на сверхзвуковых скоростях в крейсерском режиме должны были 2 двигателя АЛ-41Ф, оснащённых отклоняемым вектором тяги - поворотными соплами. Модификации АЛ-41Ф сейчас ставятся на Су-57, Су-35С и Су-30СМ2.
Самолёт предполагалось оснастить РЛС Н014 с фазированной антенной решёткой, что в состоянии сопровождать 20 целей и наводить ракеты на 6 из них. Максимальная дальность обнаружения составляла 420 км, а дальность обнаружения с ЭПР в 1м2 составляла бы 250 км.
Также, на МиГ-МФИ предполагалась РЛС обзора задней полусферы, что позволяла не только обнаруживать цели, но и вы давать целеуказание ракетам, в том числе запускаемым в противоположную сторону от курса истребителя.
Планировалось что приборная панель на будет представлять из себя один крупноформатный монитор с окаймлением из множества кнопок. Представление информации предполагалось в трехмерном виде, наиболее важная — на переднем плане, остальная в «глубине».
Предположительно, максимальная взлётная масса перспективного истребителя приближалась бы к 30 тоннам, размах крыла был бы равен 15 метров, а длина - 19 метров. Высота по килю составляла бы 6 метров.
Максимальная скорость при использовании форсажа равна 2800 км/ч (2,35 Маха). При полёте в бесфорсажном режиме, максимальная скорость была бы равна 1800 км/ч (1,5 Маха).
Эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) была бы равна 1,5 м2. Что было меньше, чем у Су-27 и МиГ-29. Но малозаметным самолёт назвать нельзя. Его ЭПР больше, чем на F-22.
Истребитель мог бы брать на борт до 12 тонн вооружения, имея 12 точек подвески в отсеке вооружения и 8 внешних точек подвески. Это могло быть:
- Для воздушного боя - ракеты Р-73 и Р-77
- Крылатые низколетящие ракеты Х-55
- Противокорабельные Х-61 (П-800 Оникс), Х-41 (П-270 Москит) и Х-31А
- Противорадиолокационные Х-31
- Высокоточные ракеты класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия для уничтожения укреплённых целей Х-29
- Корректируемые авиабомбы КАБ-500
- Объёмно-детонирующие авиабомбы ОДАБ-500
Также, истребитель предполагалось вооружить 30-мм автоматической авиационной пушкой ГШ-301 с боекомплектом в 150 выстрелов.
Ранние варианты МиГ-МФИ (1.42) имели другой воздухозаборник, отличавшийся от того, что был применён на прототипе 1.44.
Свой первый полёт МиГ-МФИ совершил 29 января 2000 года. Это был прототип МиГ-1.44 МФИ.
МиГ-1.44 не нёс полного комплекса прицельно-навигационного оборудования, на нём были установлены лишь необходимые пилотажные системы, так как это был первый лётный прототип МиГ-МФИ.
Многие системы тогда ешё не прошли всего цикла разработки, к примеру РЛС Н014, сравнимая по своим характеристикам с современной РЛС Н035, что сейчас штатно устанавливается на Су-35С.
Проект предстояло долго дорабатывать, но одним из важнейших качеств истребителя 5 поколения - малозаметностью, МиГ-МФИ не обладал. Что и стало одной из причин закрытия проекта.
В условиях, сложившихся в нашей авиации в начале 2000-х голов гораздо перспективнее выглядела модернизация уже хорошо отработанного Су-27.
Результатом глубокой модернизации Су-27 стал Су-35С. Эта машина также обладает сверхманёвренностью за счёт применения поворотных сопл двигателей. Двигатели АЛ-41Ф1С установленные на Су-35С, являются модификацией АЛ-41Ф, стоящих на МиГ-МФИ. Мощный радар Н035 с фазированной антенной решёткой превосходит по своим возможностям Н014, что должен был стоять на перспективном истребителе фирмы МиГ. Новое радиопоглощающее покрытие планера привело к снижению заметности самолёта в радиодиапазоне. Су-35С, также обладает современным бортовым радио-электронным комплексом и может применять различную номенклатуру вооружения. Таким образом, на основе Су-27 была создана машина, сравнимая по своим возможностям с перспективным МиГ-МФИ.
Параллельно, была начата разработка истребителя, изначально обладавшего малозаметным планером, получившего в итоге индекс Су-57.
Аналоги МиГ-МФИ
Что интересно, требования, сформулированные в СССР к истребителю 5 поколения, были весьма схожи с теми, которые предъявлялись к истребителям "Еврофайтер Тайфун" и "Дассо Рафаль".
Это и аэродинамическая схема "утка", и требования к крейсерскому сверхзвуку и высокой манёвренности. На западных машинах также применяются двигатели с поворотными соплами. Снижение заметности обеспечивается радиопоглощающим покрытием и сокрытием лопаток турбин за S-образным каналом воздухозаборников. Обе машины имеют современные РЛС и весьма развитый приборный комплекс.
Даже габариты и взлётная масса этих истребителей схожи с МиГ-МФИ. Как видно, советская концепция истребителя 5 поколения, где ставка делалась на мощную РЛС и высокие ЛТХ, получила признание и за рубежом. Что интересно, немцы также называют свой "Еврофайтер Тайфун" истребителем 5 поколения.
Можно вспомнить и про новый китайский истребитель 5 поколения J-20, также спроектированный по аэродинамической схеме "утка".
Называть это копированием нельзя, но новая машина явно создавалась под впечатлением, в том числе, МИГ-МФИ.
Наследие
Говорить о том, что МиГ-МФИ ушёл в историю, рано. Кроме создания Су-35С, где было применено большинство новшеств, планировавшихся на МиГ-МФИ, и оказания влияния на создание китайского истребителя J-20, сенсацией грянула новость показа на авиасалоне МАКС-2021 модели нового лёгкого истребителя 5 поколения, разрабатываемого сейчас в ОКБ МиГ. Самолёт явно должен обладать технологией "стелс", но в модели проглядываются черты того самого МиГ-МФИ.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!