Словосочетание «столыпинский вагон» давно живёт собственной жизнью. Сегодня им нередко называют «тюремный» вагон, хотя изначально речь шла о другом: о больших семейных переездах на восток империи в годы аграрной реформы П. А. Столыпина. Именно эти составы — шумные, полные детей, сундуков и хозяйского инвентаря — первыми получили в народной речи устойчивое обозначение. Позже, уже в другой политической эпохе, те же железные дороги будут везти этапы, и слово постепенно сменит оттенок. Чтобы не путаться, полезно увидеть две параллельные истории — переселенческую и этапную — и понять, где они действительно соприкасались, а где расходились совсем. Начало XX века принесло масштабную попытку перераспределить людей и землю. Центр империи теснился, восток — ждал рук. Государство упростило процедуры, пообещало льготы, открыло переселенческие пункты на узловых станциях. Поток сразу стал семейным: уезжали не одиночки, а хозяйства целиком. Обычные пассажирские вагоны для такой миграции были неудоб