Говорят, если бы в раю был лес, горы и минеральные источники, то рай был бы похож на Дилижан. А в Дилижанском заповеднике едва ли не лучшее место — Агарцинское ущелье (оно начинается прямо у Тбилисского шоссе, в шести километрах не доезжая города).
Агарцинка — озорная говорливая речка. Она бежит по лесу, то прыгая с камня на камень, то затихая в укромной заводи, то вдруг бросается очертя голову вниз и осыпается тысячами брызг, припорашивая прибрежные заросли.
Серебристый звонкий голос Агарцинки прячется где-то среди могучих дубов и буков. Лес тут торжественный, величавый, и его парадности не нарушают ни кустарник, ни дикие плодовые деревья, мелкие тонкие стволы которых обступают со всех сторон горных великанов.
Шестикилометровая прогулка по лесу-саду, пожалуй, лучшее предисловие к знакомству с Агарцином. Для восприятия всякого произведения искусства нужна определенная настроенность. В городе всегда некогда, вы постоянно торопитесь.
Здесь же сама природа позаботилась, чтобы вы успели не спеша войти в мир прекрасного.
Дорожная суета Тбилисского шоссе и сутолока остаются позади, вы начинаете постепенно обнаруживать вокруг себя обыкновенные чудеса — лесной аромат, птичью трель, прелесть невзрачного цветка.
И вполне успеваете подготовиться к встрече один на один с архитектурным ансамблем XIII века. Вот и он наконец. Словно стряхнул с плеч дорогую лесную шубу и стоит подбоченясь, всем на удивление.
Солнце его высвечивает, ластятся к стенам деревья, а горделивый Агарцин лишь принимает поклоны. Знает: его красоту не затмили ни скалы, ни стелющийся у подножия лесной ковер.
Впервые строители появились в этом глухом горном закоулке в X веке. Однако об их творчестве мы можем только догадываться, большинство здешних памятников датируется XIII веком.
И лучший из них, почитаемый эталонным для средневековой архитектуры — трапезная Агарцинского монастыря — внешне простой, приземистый дом, сложенный из гладкотесаных каменных плит.
Его построил зодчий Минас в 1248 году, когда Армению уже захлестывала волна монгольского нашествия. Агарцин входил в вотчинные владения князей Иванэ и Захарэ Долгоруких — приближенных грузинской царицы Тамары, под эгидой которой были объединены земли Армении и Грузии до вторжения монголов.
И хотя от столицы государства — Ани (ныне город на территории Турции) — северная провинция находилась далеко, классовые бури коснулись и ее. В Армении XII—XIII веков наступил расцвет феодализма, растут и крепнут города, церковную идеологию теснит светская.
Духовные пастыри тоже не дремлют. Они стремятся сосредоточить свои силы в монастырях, усиленно развивая монастырские феодальные хозяйства, вроде Агарцина.
Однако светский, мирской дух проникает и сюда, воплощаясь в здания совсем не культового назначения. Отворите дверь внутрь трапезной. Прежде всего вас поражает огромность открывшегося глазам пространства, хотя здание совсем невысоко, да и длина его составляет немногим более двадцати метров.
Два мощных столба лишь отмечают границу двух квадратных залов, не расчленяя внутреннего пространства, не мешая восприятию его в целом. Стремление к монументальности вполне оправдано, поскольку трапезная предназначалась для приема многочисленных гостей и богомольцев.
Вдоль стен идут длинные каменные скамьи. Никаких украшений здесь нет, если не считать арок; композиция трапезной выглядит очень целостной.
Чтобы сохранить эту целостность, архитектор должен был найти новую форму перекрытия без внутренних устоев, которые дробят пространство.
Кстати, здесь также сказалась тенденция именно светской архитектуры— феодалы в XIII веке строили фамильные церкви, рассчитанные на узкий круг людей, сокращая размеры храма.
Посмотрите, например, стоящую тут же прямо-таки игрушечную церковку сурб Степаное (св. Степаноса) 1244 года — миниатюрную копию главного собора.
Строитель Агарцинского памятника решил эту задачу и в техническом и в художественном отношениях блестяще, перекрыв весь огромный зал трапезной сетью перекрещивающихся арок.
Массивные и тяжелые, они нарочно опущены на пристенные полуколонны очень низко, благодаря этому как бы увеличен их пролет и нет ощущения, что арочная система задавила пространство.
Наоборот, на крыльях арок все здание словно устремляется ввысь, тем самым придавая легкость в общем-то монументальной конструкции.
Рукою зодчего, о котором мы только и знаем, что звали его Минас, водили расчет и вдохновение, подарившие нам подлинный архитектурный шедевр эпохи средневековья.
В истоках формы памятника лежат чисто национальные, народные традиции, восходящие к далекому прошлому: обычное крестьянское жилье — глхатун, которое строилось прямоугольным, с пристенными столбами, с многоярусным, постепенно уменьшающимся ступенчатым сводом и центральным световым отверстием.
В Агарцинской трапезной эта идея воплотилась в камне. Обратите внимание: и здесь квадраты, образующиеся в центре перекрытий, сведены «двум восьмигранным световым отверстиям — ердикам, из которых восточный украшен сталактитами.
Приверженность к народным традициям архитектуры сказалась и на создании другого замечательного произведения Агарцинского ансамбля — притвора церкви св. Григория.
Эта церковь, видимо, наиболее древний памятник в Агарцине (его относят к XI веку). Он сложен из грубо обработанного известняка и по своей композиции купольного зала напоминает сооружения предыдущих веков.
Притвор построил в конце XII — начале XIII века князь Иванэ Долгорукий. Это здание — полуцерковное-полусветское. По древним обычаям самым почетным местом погребения считался участок перед входом в церковь.
Над этими могильными плитами и возвели в дальнейшем притвор. Он находится с западной стороны церкви. Такие пристройки, объединяющие место моления и погребения и вплотную примыкающие к храму, назывались гавитами (открытый двор).
Повторяя композицию гражданских сооружений, притвор сделали прямоугольным с четырьмя цилиндрическими сводами и низким барабаном, над которым высится восьмиугольной усеченной пирамидой шатровое перекрытие с неизменным «окошком» в центре.
Здание с гладкими наружными стенами внутри имеет богатое убранство. Зодчий в угоду живописности частенько поступается канонами симметрии. В агарцинском притворе любая деталь оригинальна.
Одинаковые архитектурные элементы выглядят совершенно по-разному, будь то колонны, оконные проемы или своды. Плиты угловых перекрытий украшены барельефами. Тут и различные розетки, и человеческие фигуры, и какая-то птица.
Познакомившись с самобытным средневековым памятником, можно посмотреть и остальные достопримечательности Агарцина той же эпохи: маленькое сооружение базиличного типа XIII века с севера от церкви Григория и главный собор монастыря Агарцина — сурб Асхвацацин (Богоматери), построенный в 1281 году и представляющий собой тишгчное для Армении крестово-купольное здание в пышном декоративном оформлении (в частности, с южной и северной сторон имеются ниши, а на восточном фасаде помещен барельеф: два человека в монашеском одеянии, между ними — модель церкви и изображение голубя).
Агарцин, видимо, был не маленьким поселением. Рядом с трапезной сохранились развалины кухни, около собора Аствацацин — остатки притвора, на подходах к Агарцинскому ансамблю видны руины нескольких часовен.
В густой высокой траве тут и там разбросаны хачкары — крест-камни, украшенные затейливой резьбой. Два из них находятся у южной стены притвора. На одном сохранилась надпись: «Царь Смбат», на другом: «Это могила царя Гагика».
Об Агарцине сложено много легенд. Молва идет о сокровищах, будто бы спрятанных в его стенах и окружающих скалах. Один из высящихся поблизости утесов так и называется: «Богатство».
Но виденный вами каменный сказ — очевидно, то лучшее, что хранит Агарцин. И размышлений о новом архитектурном знакомстве вполне хватит, пока вы спуститесь по ущелью вниз, к Тбилисскому шоссе, чтобы затем отправиться в Гошаванк.