Найти в Дзене
Паралипоменон

Что такое счастье. Уход монголов из Афганистана

Оглавление
Не бывает женщин плохих, бывают злые
Не бывает женщин плохих, бывают злые

1224 год. Весна. Оставив вырубленные пустоши даругачи, монгольское войско ползет на Север. Мерный цокот конницы провожает жужжание слепней и вопли старухи, звавшейся владычицей мира и его добродетелью.

Жаль только мир об этом не знал..

Продолжение. Предыдущая часть и приказы Неба, не обсуждаются ЗДЕСЬ

Музыка на дорожку

В других возмущает, что в себе не вмещается

Повинуясь внушению свыше, Великий Хан развернул поводья, не дожидаясь пока улыбка Небес развеет хмурость. С верховий Инда, войско ускоренным маршем ушло к Бамиану. Возле его развалин объявили отдых. Не потому что в нём нуждались люди, но поскольку от Неба не укрыты потребности лошадей.

В Бамиане дождались ратей нойона Балу и Торбей-Токшина, разоривших окрестности Мултана и всё до чего дотянулись за Индом. От них Владыка получил верное известие: Джалаль ад Дина на востоке нет и в спину никто не ударит. Разгоралась весна, догоняя которую тумены углубились в афганские степи, наслаждаясь привольем между холодами и зноем.

У перебитой крепости Гунаун, отца догнал наследный Царевич. Корпус Угэдея вернулся с Юга, вырезав Систан. Где на монгольских воинов с ножами бросались женщины, теперь смирно сидящие на телегах.

С детьми..

Отъевшись как следует, воинство отправилось на Багланскую равнину, где стоял главный обоз и куда стекалось награбленное. Его было столько, что для золота не хватало таджикских волов, а для описи уйгурских перьев.

По войскам разделили долю, и усилив охрану пустили арбы вперед. В Мавераннахр. Где его приняли проворные руки достойного (служить) Махмуда Ялавачи и его подающего надежды сына - Масуд-бека.

Чингисхан не оборачивался, оставляя за спиной чиновников-даругачи, гарнизонные войска выбранных по жребию тысяч, и славу единственного человека, которому покорить Афганистан удавалось.

Жизнь есть жизнь и со временем люди гарнизонных тысяч (по-ирански хазари) смешаются с местным населением, составив народ хазарейцев.

С непростым языком и сложной историей.

Прошлое в настоящем не повторяется, но и просматривается
Прошлое в настоящем не повторяется, но и просматривается

Что же до славы..

То последовательные неудачи (в Афганистане) Англии, СССР и США создали ему репутацию кладбища империй.

Но если упомянутые встретились здесь с закатом, то Империя Чингисхана в афганских землях окончательно родилась и оформилась. Местность покорилась надолго, но чего стоило.

И стоило-ли оно того..

Гости посуду не моют

Власть всегда вопросы. Вопросы всегда власть.

В истребленном Балхе победителей тешила тень величия в лохмотьях богатства. Веками город служил житницей ста областей и средоточием тысячи караванов. На его базарах определялась мера хлеба и цена винограда, стоимость меди к золоту и стоимость золота к крови.

Теперь путников удручали обгорелые остовы, где ютились привидения и валялись собачьи кости, которыми привидения питались. Выбивая землю из под ног мусульманских эмиров, монголы два года кряду давали посевам взойти, чтобы потом их сжечь.

Меч убил много, а голод больше.

Кое-где выжил каждый (шестнадцатый), кое-где умерли все. Пустые дороги открывали взору заросшие сухостоем поля и забитые костями селения, виновато улыбавшиеся черными ртами бездверных домов.

Бесчисленное количество древних поселений сгинуло навсегда. Как после Новгородского Погрома Ивана Мучителя и рукотворных голодоморов 20-30-х, опустошивших Украину, Поволжье и Казахстан.

Выживших монголы не пощадили. Балх вырезали повторно и как казалось (тогда) окончательно. К серым водам Джейхуна кочевники подошли обессиленными. Сзади трепыхалась земля, впереди ожидала беседа.

Богословский диспут назначили заранее, выбрав местом проведения - Самарканд. Постепенно оживавший город, укрытый послушанием Махмуда Ялавачи и жизнью неведомых ему (городу) праведников. Которых никогда не знает и которым обязан всем.

Надо сказать.

Что чем дальше Чингиз и потомки продвигались, тем больше их увлекали люди, которые не боялись. Ни их (чингизидов), ни вообще никого. Это не было храбростью сильного телом, таких и в степи хватало. Это было мужество, рожденное духом и верой в Царя Небесного. При которой (вере) власть царей земных никогда не бывает полной.

Царь (земной) может только убить, а сильное смертью - слабо.

Массовые убийства выявили людей, встречавших последний миг величаво. Как окончание страды и долгожданную встречу. Наличие духа лишало убийц его присутствия, заставляя подкапываться к побежденным как Далила к Самсону и вавилонские посланники к царю Езекии.

У монголов были верования, но стройная система вероучения отсутствовала. Сталкиваясь с ней на Востоке, на Юге, на (особенно) Западе собственная неразбериха бытового магизма, примет, ворожбы, шаманских завываний, гороскопов, джун, ванг и мессингов - колебалась.

А после валилась навзничь, подчиняемая силой непрерывной традиции. Также как апостасийные народы Западной и Восточной Европы, подчиняются языкам, где первенцев посвящают жизни, а не аборту.

Не злобой умысла, но в силу вещей.

Чувствуя слабость интерес к богословию проявил уже Чингисхан и шаманистами остались немногие из его внуков. Покорив тела подвластных народов, монголы необратимо подчинялись их духу.

Счастлив не подчинивший коня, а овладевший рассудком
Счастлив не подчинивший коня, а овладевший рассудком

Несмолкаемый глас

Где ты Адам?

доставал (и достает) отовсюду, выдергивая из кустов важности быта и первоочередности пропитания.

Кризис идентичности толкнул монгольскую знать на поиск смыслового ядра, что даст (миру) великих злодеев и больших святых.

В Самарканде Чингисхан соизволил ознакомиться с основами мусульманской религии. Выслушав знатоков учения и людей успевших воплотить учение в жизнь.

Там же его поджидал китайский мудрец Чань-Чунь. Усвоивший, что каждый выходит на дорогу, но редкий находит путь. Это обнадеживало.

Но до Самарканда нужно было еще дойти.

Плач добродетели

Человеком проще стать, чем остаться

Сокровенное Сказание донесло разговор Чингиза с ближними мужами, когда Боорчу, Борагула и Хубилаевых сыновей поочередно спросили:

В чем заключается мужское счастье?

Разными словами они отвечали одно.

Понимая под счастьем свободу и принимая за неё охоту. Их понимание он посчитал жалким и не сумев скрыть брезгливости, сморщился:

Вы сказали нехорошо!

А после привел свое видение счастья

Величайшее наслаждение мужа подавить возмутившегося и победить врага. Вырвать его корень. Взять всё, что имеет. Его женщин заставить рыдать. Оседлать его меринов и животы его жен.

Говоря так.

Он действительно говорил как думал и делал как говорил.

Через Джейхун войска шли наведенным мостам, наблюдая свои отражения в серых водах.

Река унесет всё, чего-бы человек не увидел
Река унесет всё, чего-бы человек не увидел

У одного из переходов топтались простоволосые женщины, возглавляемые седой старухой с острым лицом. Откуда даже скорбь не стерла злобы.

Втянув жилистыми крыльями носа воздух, старуха рухнула навзничь и катаясь в пыли - завыла. Как зверь в петле и волчица лишенная выводка.

Об ушедшей младости и разбитой мечте. Рухнувших надеждах и попранной чести. Разграбленном доме и сметенной судьбе. Замученном сыне, поруганных дочерях и убитых внуках. Юношах, ставших мужьями мух и девицам, отданных в жены червям.

Слова прерывались всхлипами и превратились в рыдания. Забились и другие плакальщицы, чья скорбь даже камни заставляла вздыхать.

Чингиз улыбнулся. Есть на свете счастье. Есть.

Пленницы хорезмшахова Дома тешили его на всем пути от Джейхуна до Самарканда. Возглавляла их Туркан-Хатун. Бывшая добродетель мира и Повелительница женщин обоих миров.

Намекая что и в следующем от неё никуда не деться.

Теперь добродетель мира держали ручной зверушкой у монгольских шатров. Показывая себе (и другим) что такое мужское счастье.

К счастью, не у всех мужчин оно таково

Выход монгольских войск за Джейхун (Амударья)
Выход монгольских войск за Джейхун (Амударья)

Путь был долог, но весел.

Мухаммадовы бабы охрипли от плача. А их полинялые платья с коркой на подоле кричали: что кем бы человек не был, он может стать чем угодно. Изможденные, с красными глазами они и плакать перестали.

Просто смотрели на конский поток отупело, отрешенным взглядом. Как жена домашнего тирана, чушка лагерного барака или солдат армии, превращенный сослуживцами в чмо. Надломленная отрешенность заставила Великого Хана улыбнуться еще раз.

Какой только не бывает жизнь. Какими только не бывают люди.

Туркан-Хатун переживет мучителя на пять лет. Её увезут в Каракорум, оставив при дворе, где женщина в крайней нищете проведет последние годы. Питаясь объедками пищи и живя обрывками памяти. Где она все-таки отмстила сыну за мужа и мужу за то что был.

И так тоже бывает часто.

Ей предложат бежать под крыло внука Джалаль ад Дина. На что родная бабушка скажет:

Прочь пропади он вовсе!
Как я могу опуститься до милости сына туркменки? Плен и позор для лучше чем это.

Такова гордость, таковы гордые.

Женщина умрет в 1233 году, пережив Мухаммеда, Чингисхана, Джалаль ад Дина, Толуя и Джучи. Про нее тут же забудут, да и вспоминать не нужно.

Чем меньше места худому, тем больше останется доброму.

Исламские земли лежали в руинах. Города сгорели дотла. На пепелищах сел несчастные бились за крошки. Не осталось сильного и слабого, богатого и бедного, умного и невежды. Остались кто выжил и кто нет.

Уйгурские перья опишут остаток, а даругачи наложат подати. Полегче будет в Мавераннахре и землях гурской знати (Герати) подчинившейся добровольно. Туда и потянутся люди, как в будущем на Москву.

У старых счетов долгая память и людей султана еще долго будут вылавливать и быстро резать. Показывая топтавшим судьбы, что жизнь превратна. С падением державы Хорезмшаха у мусульман не останется силы, способной удержать железный вихрь туменов.

И на всей земле таких (сил) не будет. Кроме Западной Европы. Которая всегда есть, но которой всегда не до этого.

Тут-то, в эти страшные годы. Одна из сестер Джалаль ад Дина родила мальчика. Чье полное имя звучит как Аль-Малик аль-Музаффар Сайф ид-Дин Кутуз. Но история назовет его проще - Кутуз.

Какой бы черной не была мгла, всегда есть проблеск надежды. Жизнь сильнее и жизнь победит.

Как бы не бесновались валькирии и не скалилась мертвая голова.

Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ

Поддержать проект:

Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)

Яндекс деньги 410011870193415

Карта 2202 2036 5104 0489

BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w

ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc

LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU

DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC

ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u