Найти в Дзене
ТыжИсторик

Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки...

Автор: Александрийский библиотекарь Если надо, Коккинаки
Долетит до Нагасаки
И покажет там Араки,
Где и как зимуют раки (Советская песня 1930-х годов) После сверхдальних перелетов Чкалова и Громова через Северный полюс в Северную Америку в 1937 году, Советский Союз безоговорочно вошел в клуб великих авиационных держав. Но у всякой медали есть обратная сторона. Самолет тех исторических полетов, АНТ-25, создавался специально для штурма самых дальних маршрутов, однако имел заметные недостатки: его скорость в 180-200 километров в час и стандартная в высота полета в пару километров ко второй половине 30-х выглядели откровенно несерьезно. Даже новейшие в то время бомбардировщики летали выше и быстрее. Но пока еще не дальше. Как раз в это время в Советском Союзе появился самолет, которому скоро предстояло вписать новые строки в историю авиационных рекордов. Это был дальний бомбардировщик Сергея Ильюшина ДБ-3. Вообще, он делался как скоростной бомбардировщик, но проиграл туполевскому СБ. Одна

Автор: Александрийский библиотекарь

Если надо, Коккинаки
Долетит до Нагасаки
И покажет там Араки,
Где и как зимуют раки
(Советская песня 1930-х годов)

После сверхдальних перелетов Чкалова и Громова через Северный полюс в Северную Америку в 1937 году, Советский Союз безоговорочно вошел в клуб великих авиационных держав. Но у всякой медали есть обратная сторона. Самолет тех исторических полетов, АНТ-25, создавался специально для штурма самых дальних маршрутов, однако имел заметные недостатки: его скорость в 180-200 километров в час и стандартная в высота полета в пару километров ко второй половине 30-х выглядели откровенно несерьезно. Даже новейшие в то время бомбардировщики летали выше и быстрее. Но пока еще не дальше.

Как раз в это время в Советском Союзе появился самолет, которому скоро предстояло вписать новые строки в историю авиационных рекордов. Это был дальний бомбардировщик Сергея Ильюшина ДБ-3. Вообще, он делался как скоростной бомбардировщик, но проиграл туполевскому СБ. Однако машина у Ильюшина получилась перспективная, к тому же Сталин благоволил конструктору. Поэтому проект не закрыли. Тем более, Сергей Владимирович довольно легко переработал его в более дальний и мощный вариант (и не зря, как выяснилось через несколько лет: именно ДБ-3 первыми из советских самолетов бомбили Берлин в августе 1941 года. А дальнейшее развитие, Ил-4, стал основным бомбардировщиком Авиации дальнего действия в годы войны).

В 1936 году летчик-испытатель конструкторского бюро Ильюшина Владимир Коккинаки установил на ЦКБ-30 ("фирменное" обозначение будущего ДБ-3 в ОКБ Ильюшина) пять мировых рекордов и даже выполнил подряд несколько мертвых петель (очевидцы оценили пилотаж тяжелого двухмоторного самолета как весьма впечатляющий). Поэтому, когда у советского руководства (судя по всему, лично у Сталина) возникла идея очередного грандиозного перелета, выбор был однозначным: лететь должен новый скоростной и дальний самолет Ильюшина.

На выбранном бомбардировщике (для подготовки к рекордному полету взяли серийную машину) сняли пулемет у штурмана и башню стрелка-радиста. На месте последнего, а также в бомболюке установили дополнительные баки для бензина. В остальном это был все тот же боевой самолет, случай в истории рекордных полетов весьма и весьма редкий! Машину покрасили в заметный красный цвет. Снизу на крыле нанесли огромные белые буквы: "Москва". Под этим именем она и вошла в историю, совершив два выдающихся перелета.

Отличия самолета "Москва" от серийного ДБ-3
Отличия самолета "Москва" от серийного ДБ-3

Сталин планировал отправить ильюшинскую машину в США, причем, по новому маршруту, через Северную Атлантику. Но, как и в случае с чкаловским перелетом, сперва решили проверить самолет над Советским Союзом. Конечным пунктом был назначен Хабаровск. Командир экипажа - Владимир Коккинаки, штурман - Александр Бряндинский. За несколько дней до "главного" старта они слетали с полной нагрузкой по маршруту Москва - Киров - Москва. Машина вела себя отлично. Поэтому утром 27 июня 1938 года "Москва" с аэродрома Щелково (ныне Чкаловский) отправилась на восток.

Экипаж Коккинаки и Бряндинского
Экипаж Коккинаки и Бряндинского

По признанию самого Коккинаки, за всю его долгую профессиональную карьеру этот полет был самым тяжелым. Вскоре после взлета из-за отвратительной погоды летчику пришлось снижать высоту полета: сначала до 100 метров, потом до 50, потом и вовсе до 30 - это высота 10-этажного дома. Пользуясь только приборами и вычислениями, Бряндинский точно вывел своего командира к городу Кирову. Вскоре фортуна на время перестала испытывать отважный экипаж. Погода улучшилась: над Бодайбо "Москва" шла уже на высоте 7 километров. Однако, подлетая к Хабаровску, летчики узнали, что там стоит густая облачность, которая скрывает вершины сопок, окружающих аэродром. О посадке в таких условиях нечего было и думать. К тому же остающееся на борту топливо позволяло лететь дальше. Коккинаки решил миновать Хабаровск и выйти над морем к Владивостоку.

Самолет прошел над Сахалином и над почти всегда неспокойным Татарским проливом. А в 16 часов 12 минут (по владивостокскому времени) 28 июня 1938 года летчик совершил посадку возле города Спасск-Дальний к северу от Владивостока. Полет продолжался 24 часа 36 минут. За это время было пройдено 7580 километров (или 6850 километров по прямой) со средней скоростью 307 километров в час.

После посадки в Москву ушло две телеграммы: 1

"Москва, Кремль. Товарищам Сталину, Молотову, Кагановичу, Ворошилову, Ежову. Перелет Москва - Владивосток выполнен за одни сутки.Летчик Коккинаки. Штурман Бряндинский».

2.

«Москва, Кремль. Товарищам Сталину, Молотову.Ваше доверие оправдал, задание выполнил.Коккинаки».

В ответ руководители партии и правительства написали:

Горячо поздравляем вас с блестящим выполнением правительственного задания. Героический перелет Москва - Хабаровск - район Владивостока, покрывший свыше 7600 километров труднейшего пути в течение 24 часов и 36 минут, вписывает новую замечательную страницу в историю советской и мировой авиации. Трудящиеся Советского Союза гордятся вашей победой. Обнимаем вас и жмем ваши руки

Местные жители устроили торжественную встречу героическому экипажу. Коккинаки и Бряндинского отвезли в военный санаторий в пригороде Владивостока . Их встретили командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией Маршал Советского Союза Василий Блюхер (тот самый герой гражданской войны, который скоро окажется "врагом народа" и будет расстрелян), командующий недавно созданным Тихоокеанским флотом флагман второго ранга Николай Кузнецов (будущий легендарный Адмирал флота СССР), и, конечно, партийное и советское руководство Приморского края.

28 июня 1938 года. Маршал Блюхер встречает Коккинаки и Бряндинского на Дальнем Востоке
28 июня 1938 года. Маршал Блюхер встречает Коккинаки и Бряндинского на Дальнем Востоке

Потом начались традиционные митинги и встречи с жителями, военными моряками и пограничниками. Через два дня в газетах был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР. За героический беспосадочный дальний перелет и за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Владимиру Константиновичу Коккинаки и Александру Матвеевичу Бряндинскому присвоили звание Героев Советского Союза. Нарком обороны Клим Ворошилов присвоил им генеральское звание комбригов. Кроме того, летчик и штурман получили за свой перелет по 25 тысяч рублей.

Столь щедро государство отметило не только спортивное достижение двух опытнейших авиаторов. Полет на Дальний Восток кроме испытания техники перед рейсом в Америку имел еще одну цель. Дело в том, что в это время у Советского Союза сильно осложнились отношения с Японией. Дело явно шло к войне. И руководство СССР решило перелетом Коккинаки и Бряндинского продемонстрировать, что Красная Армия сможет оперативно перебросить на огромное расстояние большие силы бомбардировочной авиации - ведь самолет "Москва", по сути, оставался немного доработанным ДБ-3, которые уже массово поступали в ВВС РККА.

ЦКБ-30 "Москва"
ЦКБ-30 "Москва"

4 июля 1938 года, когда кончились официальные процедуры чествования рекордсменов, самолет "Москва" перелетел из Спасска-Дальнего в Хабаровск, затем в Комсомольск-на-Амуре. А 13 июля вылетел в столицу.

Казалось, дорога в США через Северную Атлантику Коккинаки и Бряндинскому открыта. Но штурману не суждено было принять участие в новом полете. Опытнейший Александр Бряндинский погиб в сентябре того же 38-го в авиакатастрофе при спасении экипажа Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой - которые, кстати, полетели по пути, проложенному самим Бряндинским и Коккинаки. А Владимир Коккинаки в Америку все-таки полетел. Но было это уже в следующем, 1939 году, и с новым штурманом.

ЧИТАЙТЕ по теме:

Дальнобойный "Блерио". Часть 1

Дальнобойный "Блерио". Часть 2

И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-5

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель