Что такое ИТ-проект?
Давайте для начала решим, что же такое вообще проект, а потом уже разберем все это в контексте ИТ. Вообще проектный подход сопровождает нашу цивилизацию уже очень давно, за долго до появления ИТ, но именно в нашей сфере, за счет скорости изменений, появилась такая острая потребность в микропроектах.
Проект — это «уникальная» деятельность, имеющая начало и конец, направленная на создание «уникального» продукта, услуги или иного результата. Если верить PMBoK (Project Management Body of Knowledge). Естественно в интернете можно найти массу определений, но мы будем рассматривать наиболее популярные ныне принятые подходы и стандарты. Стандарт PMBoK впервые вышел в 1996 году, с тех пор вышло уже несколько переизданий, но общий принципы остаются неизменными. Поэтому, если хочется глубже нырнуть в эту тему, можно начать с этого гайда от любого года, который попадется. Пособие универсальное, и позволяет научиться управлять и стройкой, и проектированием космических кораблей и созданием веб-сайтов. Вообще бытует мнение, что при управлении проектом контекст не важен, отсюда все эти приколы про попугая...
На мой же взгляд, чем глубже PM понимает контекст задачи, тем легче ему принимать решения. Поэтому посмотрим теперь именно на ИТ-проекты.
Если в общих чертах можно разделить на несколько групп и подгрупп:
Создание продуктов
- Создание ПО для коммерческой продажи
- Создание ПО в интересах одного клиента, для собственных нужд
- Заказная разработка модулей
- Создание ПАКов (программно-аппартных комплексов, например умная колонка)
- ...
Консалтинг
- Аудиты
- Проектирование инфраструктур
- Разработка документации
- Проектирование бизнес-процессов
- ...
Инжиниринг
- Внедрение технологий
- Строительство ЦОДов
- ...
Как видите – вариантов масса, и все эти проекты имеют свои особенности, могут на порядки отличаться по длительности и размерам бюджетов. И соответственно требует разных скиллов от команды, которая их реализовывает.
Что такое управление ИТ-проектами?
А вот управление ИТ-проектами – это уже процесс, а процесс - это регулярно повторяющийся набор действий дающий результат, в нашем случае успешно реализованный проект. Из чего же он состоит:
- Планирование
- Регламентация
- Реализация
- Контроль
- Отчетность
К сожалению, часто некоторыми пунктами в нашей сфере пренебрегают...А есть же еще управление сроками, бюджетом, ресурсами, рисками и ожиданиями. В общем, если казалось, что PM (project manager) только спрашивает «Что там со сроками?», это или плохой PM, или только казалось.
Для эффективного управления проектами создано куча методологий и инструментов, и эта кроличья нора по-настоящему бездонна, все зависит от размеров проекта и педантичности PM.
Какие существуют этапы ИТ-проекта?
Побуду капитаном очевидностью, но этапы ИТ-проекта от любого другого принципиально не отличаются. Отрасль здесь будет исключительно сеттингом, в которым мы живем.
Инициация
Любой проект начинается с фиксации потребности в решении конкретной задачи. На 0 этапе мы формулируем цель, заинтересантов. После чего понимаем техническую реализуемость задачи, и оцениваем сроки и стоимость. Если проект делается в интересах внешнего заказчика, то рождается ТКП (технико-коммерческое предложение). Если в интересах внутреннего, то устав проекта или какое-то более его простое описание, и получается одобрение руководства на старт.
Планирование
На данном этапе происходит декомпозиция этапов, определяются промежуточные точки принятия решений, а также фиксируется проектная команда (ну хотя бы на первый этап).
Реализация
Тут все очень просто! Нужно просто взять и сделать проект по заранее составленному плану. Шутка, плохая...
Реализация проекта сопровождается регулярной оценкой здоровья проекта, оценкой рисков, фиксация изменений и кучей пересогласований. Жизнь меняется слишком быстро, и спланировать что-то даже на год вперед практически не реально, поэтому мы вынуждены подвергать сомнению все. Вообще не редкое ситуация, когда по середине пути, приняли решение сменить базовую технологию, и пошли переписывать весь код. Наша задача решить первичную задачу, а не реализовать пункты из таблички.
Финал
Финишная черта проекта должна быть проведена и заказчиком и исполнителем, все ожидания должны быть обналичены. Проект признается завершенным двумя сторонами процесса. Часто проводится финальная встреча с подведением итогов, какой-нибудь постпроектной презентацией...
Каждый проект рано или поздно заканчивается, но не каждый заканчивается успехом, к этому нужно быть готовым. Это не означает, что можно забить на качество. Это означает, что нужно уметь делать выводы и работать над ошибками.
Так чем же ИТ-проект отличается от любого другого?
Как уже было сказано выше, в-первую очередь сеттингом, то есть средой. Жаргонизмы, отраслевые особенности в принятии решений, но на этом не все.
IT – это сфера быстро меняющаяся, с бешеной скоростью развития технологий, это безусловно стоит учитывать, чтобы не создать сразу устаревший продукт.
Распространения территориально распределенных команд, иногда говорящих на разных языках с разной культурой, заставляют иначе относится к документированию проекта и его артефактов.
Из-за регулярно изменяющихся технологий необходимо на самом страте понимать применимость результата нашего проекта и находится в коммуникации с заинтересованными лицами, даже если они не являются вашим прям заказчиком.
Все, что сказано в этой статье, не является истинной в последней инстанции, но возможно поможет лучше разобраться в IT-отрасли и посмотреть на нее с новой стороны.