Найти в Дзене

Эвакуация папанинцев и встреча со Сталиным

Из цикла «Русская Арктика – история подвига!»

Продолжение...

Правительство СССР было серьёзно озабочено тревожным положением на станции «СП-1». Ещё 10 января 1938 года было принято решение отправлять на выручку все возможные плавательные средства.

Папанинцы на полюсе. Решились на героическое действие — гнать спирт из коньяка!
Истории русской провинции17 сентября 2019

11 января 1938 года первым к ледовому лагерю отправился небольшой мотобот «Мурманец», водоизмещением около 150 тонн.

мотобот «Мурманец»
мотобот «Мурманец»

Следом, 3 февраля, снялся с якоря ледокольный пароход «Таймыр» с самолётом Р-5 на борту.

Ледокольный пароход «Таймыр»
Ледокольный пароход «Таймыр»

7 февраля ушёл в поход ледокольный пароход «Мурман».

Ледокольный пароход «Мурман».
Ледокольный пароход «Мурман».

Срочно сворачивали в Ленинграде ремонт ледокола «Ермак». 10 февраля он вышел из Кронштадта.

Ледокол «Ермак»
Ледокол «Ермак»

Труден оказался поход трёх подводных лодок, выделенных командированием Северного флота. Это были Д-3, Щ-402, Щ-404, только что вернувшиеся с учений.

Щ-402
Щ-402
Щ-404
Щ-404

Их направили на помощь «Таймыру», попавшему в жесточайший шторм, и для обеспечения связи для полётов авиации и дирижаблей.

Спирин перегнал два самолёта ЦКБ-30 в Мурманск, чтобы оттуда в случае необходимости лететь в лагерь полярников.

Самолёт ЦКБ-30
Самолёт ЦКБ-30

Получалось, что только дирижабль был способен быстро долететь до полярников и эвакуировать их с льдины. 2 февраля на экстренном совещании в ЦК ВКП (б) решено за трое суток подготовить дирижабль «СССР В-6».

Советский дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим»
Советский дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим»

5 февраля 1938 года самый большой советский дирижабль «СССР В-6» - «Осоавиахим» врезался в гору недалеко от города Кандалакша. В результате катастрофы погибли 13 человек. Они летели спасать папанинцев.

Они сгорели, спасая папанинцев
Истории русской провинции22 сентября 2019

После гибели дирижабля «СССР В-6» теперь в роли спасателей могли выступить только моряки.

Мотобот «Мурманец» нащупал во мгле полярной ночи кромку льда и безуспешно пыталось пробиться к папанинцам. Но судёнышко дрейфом тащило со льдами в Датский пролив, где он наконец вышел на чистую воду. И всё-таки экипаж выполнил посильную задачу – обеспечил участников дальнейшей спасательной операции необходимой информацией по ледовой и погодной обстановке.

-9

«Таймыр» боролся с жестоким штормом. Палубные надстройки судна получили серьёзные повреждения, палуба и снасти обледенели, за борт смыло баллоны с водородом для шаров-зондов.

10 февраля судовая рация парохода «Таймыр» установила связь с Кренкелем. Через двое суток в лагере станции «СП-1» через мрак полярной ночи пробился свет прожектора «Таймыра». В его судовом журнале которого появилась короткая запись: «По пеленгу 314 o виден огонь и вспышки огня в лагере Папанина».

Через несколько суток, когда до палатки папанинцев оставалось примерно 40 миль непроходимого ледового пояса, к «Таймыру» приблизился ледокольный пароход «Мурман».

К «Таймыру» приблизился ледокольный пароход «Мурман»
К «Таймыру» приблизился ледокольный пароход «Мурман»

К ним спешил ледокол «Ермак», на борту которого переживал Отто Шмидт. Зубов и его звено легких самолетов готовы были стартовать при первой же возможности.

12 февраля Кренкель увидел на горизонте огни, отличавшиеся от звёзд своей неподвижностью. Фёдоров навёл теодолит и убедился в их «земном» происхождении. Условившись по радио с «Таймыром» об обмене сигналами, Папанин зажёг магниевую ракету. На пароходе её заметили.

В это время льдина с остатками лагеря находилась вблизи Гренландии, отчётливо был виден суровый гористый берег. «Таймыр» не мог подойти ближе из-за торосов, а для бортовых самолётов нужны были ровные молодые поля. К пароходам спешил ледокол «Ермак» со Шмидтом на борту.

14 февраля лёд начало разводить, и «Таймыр» продвинулся ближе к лагерю. В тот же день сюда подошёл второй ледокольный пароход «Мурман», на борту которого находился самолёт Ш-2 Ивана Черевичного.

Самолёт Ш-2
Самолёт Ш-2

Этот пилот дважды вылетал на поиски, но из второго рейса не вернулся. Для его обнаружения с «Таймыра» послали Власова, который случайно наткнулся на аэродром «СП-1» и совершил посадку. Встретивший его Папанин посоветовал пилоту не терять на них время и продолжить поиски Черевичного, который мог находиться в критическом положении.

Иван Черевичный за штурвалом 1937 год
Иван Черевичный за штурвалом 1937 год

Прочёсывая окрестности, Власов обнаружил пропавший самолёт и двумя рейсами вывез лётчиков на пароход.

Позднее «Таймыр» подошёл к этому месту и поднял машину на борт. Оказалось, что наступившая темнота и густой туман вынудили пилотов пойти на посадку. Ради экономии горючего мотор выключили. Длинную полярную ночь просидели в тесной кабине, а световой день провозились с изношенным мотором. Запустить его так и не удалось, после чего последовала ещё одна трудная ночёвка.

16 февраля вблизи лагеря дрейфующей экспедиции умудрился сесть пилот Г.В. Власов на своем юрком У-2. Затем самолеты Власова и И.И. Черевичного провели ледовую разведку, и 19 февраля «Таймыр» с «Мурманом» пришвартовались в 1.5 км от лагеря папанинцев.

В ночь на 19 февраля в полутора километрах от лагеря «СП-1» пришвартовался «Мурман», а позднее и «Таймыр».

Пёс Весёлый встречает спасителей
Пёс Весёлый встречает спасителей

«В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу», - пришла радиограмма Эрнста Кренкеля в Москву.

«Последние сутки на станции «Северный полюс». Эту ночь и этот день я никогда не забуду… Ширина нашей льдины только тридцать метров. Кроме того, она ещё лопнула в четырёх местах. Мы регулярно осматривали трещины, чтобы в случае подвижки льда успеть вывезти наш ценный груз, уложенный на нарты: Всё шло, как обычно: Женя провёл метеорологические наблюдения, Эрнст передал сводку на «Таймыр», я проиграл Пете четыре партии в шахматы. Выйдя из палатки, мы увидели упёршийся в небо луч прожектора. Потом он начал бродить по горизонту: нас нащупывали, но не могли найти… В час дня пароходы задымили вовсю, они были уже совсем близко. В два часа они достигли кромки льда, пришвартовались к ней. В бинокль было видно, как люди спешат спуститься на лёд. Не могу сдержаться, отворачиваюсь, текут слёзы радости… Вижу, Петя усиленно моргает и тоже отворачивается. И радостно, и в то же время немного грустно было расставаться с льдиной, обжитой нами.

К нам шли люди со знамёнами.
К нам шли люди со знамёнами.

К нам шли люди со знамёнами. Я бросился вперёд, навстречу им. С двух сторон подходили таймырцы и мурманцы. Среди них много товарищей по прежней совместной работе на полярных станциях. Нас начали обнимать и качать. На мне чуть не разорвали меховую рубашку. …Лагерь прекращает своё существование». – вспоминал Папанин.

Папанинцы со своими спасителями
Папанинцы со своими спасителями

Это был 274-й день на льдине. Папанинцы связывали в пачки тетради с ценными записями, тщательно укладывали их и фотоплёнки в рюкзаки. Метеоприборы не стали снимать, чтобы утром провести последние наблюдения. Никому не спалось. Папанин и Кренкель молча склонились над шахматами. Утром в лагерь пришла большая группа моряков. Следуя приказу руководства экспедиции, они собрали разбросанное по поверхности льдины снаряжение, выкопали из снега занесённую палатку и перенесли всё это на пароход. Благодаря такой предусмотрительности, палатка «СП-1» в настоящее время находится в экспозиции Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Откапывают палатку
Откапывают палатку

За три с половиной часа эвакуация станции завершилась, и оба судна взяли курс на Большую землю.

-17

Прощай, папанинская льдина,
Полярный мрак, полярный снег.
Окончен грозный поединок,
Смирил стихию человек.

-18

Когда зимовщики подошли к кораблям, у встречающих возник спор: кто кого заберёт на свой борт?!. Гостеприимные хозяева соблазняли полярников запасами пива и коньяка, свежих фруктов и овощей, запугали обилием клопов у конкурентов. Но уговоры ни к чему не привели, решили тянуть жребий. Папанину с Кренкелем выпало идти на «Мурмане», а Фёдорову и Ширшову – на «Таймыре». Их проводили в кают-компании, где они сходу пропустили по стопке спирта под селёдочку и солёный огурец. Потом они приняли горячую ванну, за которой и последовал обильный и радушный банкет.

Банкет
Банкет

Вскоре суда встретились с ледоколом «Ермак» во главе с О.Ю. Шмидтом. Папанинцы перешли на его борт. В Северном море ледокол попал в жестокий шторм, во время которого его клало на 45 градусов. Люди не могли ходить, стоять, спать, и уж тем более принимать пищу.

И всё-таки «Ермак» добрался до Таллина, где пополнил запасы угля, и пошёл дальше, в Ленинград. Жёны и журналисты встретили их заранее, выйдя навстречу на портовом ледоколе «Трувор».

«В Ленинград мы прибыли во вторник 15 марта. Газеты писали тогда, что встреча вылилась в народное торжество. А как волновалась наша четверка… В 3 часа 50 минут, когда могучий ледокол, разукрашенный флагами, появился в порту, все суда приветствовали его гудками. На берегу гремели оркестры, заглушая их, над портом пронеслась в небе эскадрилья самолётов» - вспоминал Папанин.

Встреча в ленинградском порту
Встреча в ленинградском порту
Митинг в ленинградском порту Папанин
Митинг в ленинградском порту Папанин
Папанин с отцом и женой Галиной
Папанин с отцом и женой Галиной

После митинга в порту папанинцев вместе с жёнами на машинах повезли в город. С трудом протиснувшись сквозь людское море, добрались до гостиницы «Европейской». Но полярникам она практически не понадобилась, так как в полночь, после концерта, они сели на московский поезд.

На перроне Октябрьского (Ленинградского) вокзала
На перроне Октябрьского (Ленинградского) вокзала
Митинг на Комсомольской площади
Митинг на Комсомольской площади

На Октябрьском (теперь Ленинградском – прим. автора) вокзале в Москве папанинцев встречали нарком иностранных дел М.М. Литвинов, начальник Гражданского воздушного флота В.С. Молоков, лётчики-герои А.В. Беляков, М.М. Громов, В.П. Чкалов, А.Б. Юмашев. Комсомольская площадь, несмотря на пасмурный и сырой день, была запружена людьми.

-25
-26
-27

После краткого митинга с выступлением Папанина двинулись в Кремль. В Георгиевском зале папанинцев ждало почти 800 гостей вместе с членами Политбюро во главе с И.В. Сталиным.

Сталин с папанинцами
Сталин с папанинцами

Папанинцы разместились за накрытым столом вместе c руководством страны. Официальная часть приёма завершилась концертом под утро.

И.Д. Папанин вспоминал: «17 марта участники экспедиции прибыли в Москву. Их ожидала дорога, усыпанная цветами. Кремль, Георгиевский зал. Полярников встречало всё Политбюро во главе со Сталиным… Сталин посадил меня рядом с собой. – Теперь выпьем, товарищ Папанин, за победу, – сказал он, поднимая бокал. – Работа была трудная, но все мы были уверены, что ваша четвёрка выполнит её с честью!».

Сталин с папанинцами
Сталин с папанинцами

Участники дрейфа получили высокие правительственные награды. После завершения воздушной экспедиции «Север» в июне 1937 года И.Д. Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а Кренкель, Фёдоров и Ширшов награждены орденами Ленина. После завершения дрейфа звание Героя было присвоено Кренкелю, Фёдорову и Ширшову, а Папанин получил орден Ленина. Высшая аттестационная комиссия присвоила всем четверым звания докторов географических наук без защиты диссертаций, а Академия наук вскоре утвердила Фёдорова и Ширшова в звании членов-корреспондентов. Высокие почести не обошли даже пса Весёлого, доставившего немало радостей и забот участникам экспедиции.

Вскоре Папанин сменил Шмидта в руководстве Главного управления Северного морского пути. А по стране пошла гулять частушка:

Примеров много есть на свете,
Но лучше, право, не найти.
Снял Шмидт Папанина со льдины,
А тот его с Севморпути.

Шмидт и Папанин на льдине
Шмидт и Папанин на льдине

Достижения советских полярников поразили многих в мире. К примеру, воодушевлённые подвигом каталонцы установили на центральной площади Барселоны большой полуглобус северной половины Земного шара. На его вершине они водрузили красное знамя, указывавшее местоположение дрейфующей станции «Северный полюс», и красной полосой обозначали маршрут дрейфа папанинцев.

Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев

Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:

Как и когда появились русские полярные станции
Истории русской провинции3 октября 2019
Как авантюра Шмидта дала стране первых героев СССР! Спасение челюскинцев.
Истории русской провинции13 апреля 2019

Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti

Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Спасибо за внимание!