Оборона Брестской крепости – первый и, наверное, самый драматичный эпизод в истории страны. Широкий круг читателей представляет оборону весьма смутно: осажденные солдаты защищали укрепления до последнего, почти никто не выжил. Но если учесть все известные нам факты, картина становится более ясной… и более страшной.
Какие войска Вермахта проводили операцию
Читатели, более или менее разбирающиеся в истории, скажут, что операция проводилась 45-й пехотной дивизией немцев. Но на самом деле захват производила австрийская дивизия, которая до аншлюса Австрии называлась 4-й. И личный состав этого подразделения состоял из земляков фюрера.
Австрийцы не только входили в нее изначально, но и пополнялась она их силами. Когда Брестскую крепость взяли, Шлипер, командовавший 45-й пехотной дивизией, написал:
«Вопреки этим потерям и жесткой смелости русского твердый боевой дух дивизии, получающей пополнение в основном из непосредственной родины фюрера, из области Верхнего Дуная…» (цитата)
Далее шли пометки генерала-фельдмаршала фон Клюге: «45-я дивизия из Остмарка дралась хорошо и может по праву гордиться своей работой…» (Остмарк – это Австрия)
У 45-й дивизии к тому времени, когда Германия вторглась в СССР, уже был боевой опыт в Польше и во Франции. А также усиленная спецподготовка в Варшаве: проводились тренировки на старых укреплениях, где были водяные преграды. Солдаты упражнялись в форсировании реки на надувных лодках и других вспомогательных приспособлениях.
Штурмовики готовились к внезапной захвате мостов с налета, учились вести ближний бой в укреплениях. Поэтому противники советских солдат, хоть были и не немцами, однако имели боевой опыт, отличную подготовку и прекрасное снаряжение. Чтобы подавлять узлы сопротивления, дивизия везла с собой шестиствольные минометы и мощнейшие в то время орудия («Карлы»).
План крепости и ее боеспособность
Остатки крепости, если смотреть на них глазами историка, говорят о том, что само сооружение уже тогда не соответствовало требованиям такой масштабной войны, как Вторая мировая. В этой цитадели можно было обороняться в те времена, когда солдаты шли в атаку сомкнутым строем, неся дульнозарядные ружья, а пушки палили ядрами из чугуна.
Брестская оборона в условиях достаточно хорошего вооружения Второй мировой – это просто безумный героизм, самопожертвование. Естественно, немцы это знали и планировали долго там не задерживаться. В 1941 году 23 мая в командование прислали доклад, где были подробно указаны все имеющиеся фортификации цитадели. И сделан вывод о том, что они никакой серьезной преграды представлять не могут.
Почему же тогда крепость оборонялась?
Согласно источникам, эта оборона была организована, как ни странно, нацистскими командующими. Дело в том, что по предвоенному планированию, подразделения, которые находились в цитадели, должны были ее быстрее покинуть, если начнется война. Эти отряды намеревались перебросить в полевые части в короткие сроки.
Но пошло все не так, как планировалось. Пока в районе Северных ворот отдельные отряды сдерживали немцев, большая часть 131 артиллерийского полка и другие части ушли с Кобринского острова. Однако потом остатки защитников австрийцы оттеснили в глубь крепости, и полностью ее окружили. Разумеется, красноармейцам пришлось встать на свою защиту. Если бы им дали выйти, то немцы не задержались бы у этой крепости так долго.
Кто не выдержал и сдался
В Брестской цитадели оставались подразделения самого разного назначения: курсы шоферов, кавалеристов, младших командиров и т.д. Штабные и тыловые: военфельдшеры, повара, писари, ветеринары. Соответственно, боеспособных подразделений было мало: пограничники и конвойный батальон НКВД. Хотя последний тоже нельзя считать достаточно подготовленным к сражениям.
Были и предатели среди тех, кто остался в стенах крепости. Ими оказались в большинстве своем поляки. Алексеев А. И., писарь 333 полка писал о них следующее:
«До начала войны проходили учебные сборы комсостава приписного Брестской области, ранее служивших в польской армии. Несколько человек из приписного перебежали мост, повернулись налево к реке Муховца, прошли вдоль земляного вала, один держал в руке белый флаг. Перешли в сторону врага» (цитата)
«Подвиг» предателей совершен 22 июня. Филь А. М., тоже писарь, но 84-го стрелкового полка, потом вспоминал, что немцы уничтожили часть тех поляков, которые выбросили белые простыни в окнах 22 июня. Тогда в крепости оставались люди самых разных национальностей: евреи, грузины, русские, украинцы, белорусы, армяне. Однако так массово переходили на сторону австрийцев только поляки.
Австрийская дивизия понесла огромные потери
Эта бойня, так же, как и осада, была устроена самими же нацистами. Они не дали всем красноармейцам выйти из цитадели и уйти к своим частям, а сразу же принялись штурмовать. Разумеется, сначала они не встретили особого сопротивления, так как оставшиеся бойцы Красной Армии еще не понимали, что делать. И немцы смогли пройти на центральный остров, захватить столовую и котельные. И тут цитадель словно ожила – началась бойня.
Самые большие потери у немцев были именно 22 июня, в первый день штурма. Есть историки, которые считают, что в тот день немецкая армия потеряла одну треть своего войска на Восточном фронте. Они думали, что победа уже в руках, зашли мгновенно, но тут же их окружили защитники и разгромили. Самое интересное, что цитадель почти не подвергалась атакам снаружи. Все происходило в самих укреплениях.
Там не было никаких подземелий и скрытых ходов. Красноармейцы сидели в подвальных помещениях и вели огонь оттуда. Скоро весь двор крепости был завален трупами австрийских солдат. Оставшиеся в живых выбрались из крепости и отошли. В последующие дни штурмов не было. Они начали продвигаться понемногу, обстреливая развалины огнеметами, посылая туда бомбы и мины.
Самый стойкий оборонительный пункт
Эта трагедия, согласно литературным источникам и кинофильмам, длилась до 29 июня. Там рассказывается о том, как сначала на укрепления была сброшена 1.5-тонная бомба, потом из цитадели стали выходить дети и женщины, после чего стали сдаваться остальные защитники. Однако командир и комиссар крепости пропали. Много событий произошло с 22 по 29 июня.
Но вот мало кому известно, что в немецкой документации указывается форт №5, бойцы которого продержались до середины августа. Правда, как проходила эта защита и кто герои этой обороны, осталось неизвестным.