Саммит Шанхайской организации сотрудничества этого года ознаменовался официальным принятием в состав группы - Ирана.
Исламская республика уже много лет желала быть частью организации, но этому препятствовали международные санкции против Тегерана. Однако ситуация изменилась.
И не только потому, что санкции стали постепенно снимать, после заключения ядерной сделки, но изменились и сами обстоятельства.
Давайте вспоминать: Иран стал девятым членом ШОС, но сама организация создана в далеком 2001 году, “Шанхайской пятеркой”, которая начала собираться с 1996 года. Тогда, как предпосылки к появлению ШОС появились еще в 80е годы XX века, как попытка уврачевать советско-китайский раскол. Впрочем, раскол был разрешен, но не таким путем, каким предполагалось. СССР в 1991 году прекращает свое существование. Еще несколько лет потребуется для разрешения территориальных споров, между КНР, РФ и другими странами бывшего СССР. В основном в Центральной Азии. С этого момента появляются возможности для регионального сотрудничества.
Итогом этого сотрудничества станет создание: Шанхайской организации сотрудничества. Которая объединяет колоссальные территории Евразии, связывает между собой транспортные коридоры и создает пространство устойчивого развития.
Не даром ШОС начнется с декларации о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Без обеспечения безопасности и стабильности ни о каком развитии говорить не приходится.
На протяжении двух десятилетий страны блока вели борьбу с угрозами своей национальной безопасности, выстраивали доверительные отношения и предлагали такие же отношения миру. В первую очередь западному.
Если посмотреть на географию участников, то можно увидеть, что под контролем стран ШОС находится практически вся Евразия, кроме части Европы, которая находится в зависимости от США. Здесь и далее, эту часть Европы мы будем называть атлантической Европой.
Индия, Иран, Казахстан, Китай, Пакистан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Россия - страны, которые определяют контуры организации. В двери которой уже стучаться многие другие страны, начиная с Белоруссии.
В том или ином статусе (наблюдатель, партнер по диалогу) к ШОС имеют отношения Саудовская Аравия, Турция, Катар, Египет.
География обширна и сосредоточила в себе не только колоссальное население, промышленный и научно-технический потенциал, но и торговые, транспортно-логистические маршруты.
Вступление в ряды ШОС Ирана открывает перед Россией решение многовековой задачи, а именно выход в Индийский океан. Я уже не говорю о контроле за проливами, которые снабжают нефтью половину мира.
Страхи англосаксов сбываются на наших глазах. И это мы еще не учитываем потенциал БРИКС, о котором сейчас говорить не будем, но скажем в другой раз.
Поэтому, когда страны ШОС говорят о вступлении Ирана в организацию, как об историческим событии, это нельзя считать преувеличением.
Не будем забывать и о самом Иране. Персидское государство на протяжении более 40 лет находится подо всякими санкциями, эмбарго и запретами. Но при этом постоянно развивается, создает экономику, которой могут позавидовать практически все друзья США, англосаксов в целом. Авиастроение, космическая индустрия. И это при том, что торговля страны ограничена, настолько насколько это вообще возможно в современном мире. По этим же соображениям ШОС тянули со вступлением Тегерана. До 2021 года глобальный мир был стабилен. Вторая холодная война, между Россией и коллективным Западом, находилась в состоянии “разрядки 2.0”. Но декабрь 2021 года расставил все на свои места.
Пандемия, кризис в Европе и вопрос Тайваня, деградация ООН и ее парализация Штатами, все это сделало бессмысленным попытки реформировать прежний миропорядок. Тем более, что прежнего миропорядка уже не было. Вашингтон настойчиво продвигал свою идею “миропорядка, основанного на правилах”, вместо мира правопорядка.
Кстати, об этом сегодня уже говорил Си Цзиньпин, процитирую:
"Мы должны отстаивать общие ценности всего человечества, твердо защищать моноцентричную международную систему и миропорядок, основанный на международном праве, противостоять гегемонизму и силовой политике, способствовать развитию глобального управления в более справедливом, интернациональном направлении", - сказал он.
Все это прекрасно иллюстрирует разницу подходов. Китай и Россия выступают за равноправное участие всех стран, мир, основанный на международном праве, четки и понятных критериях безопасности, которые соблюдаются всеми сторонами. Когда безопасность одного не ставит под угрозу безопасность другого.
Были ли мы услышаны? Нет, в очередной раз.
В общем, попытки достучаться до западного меньшинства были уже давно оставлены. Началась работа над формированием нового миропорядка, той самой глобальной реформой Ялтинской системы международных отношений, которая требовалась после смерти СССР.
Вступление Ирана, тому прямое доказательство. Демонстративно отторгнуты любые попытки изолировать кого-либо. Ну кроме, гегемона. С ним беседа будет отдельная.
Здесь же нужно учесть и все прочие процессы на Ближнем востоке, когда внезапно (для западного наблюдатели, в целом стороннего наблюдателя) вдруг помирились Иран и Арабские страны Персидского залива. Государства, чьи нерешаемые противоречия были решены. И все они стремятся стать частью ШОС, как и БРИКС.
То есть, основных институтов, которые будут формировать новую геополитическую реальность.
Уместно вспомнить страны, которые вступили в ШОС ранее, в 2017 году. Индия и Пакистан. Ядерные государства, между которыми было три серьезных войны. Причем настолько серьезные, что на горизонте замаячил локальный ядерный конфликт, о чем вообще не могли помыслить. Излишне напомнить и показывать пальцем из-за кого Нью-Дели и Исламабад готовы вцепиться друг в друга. Есть тут одно государство, которое уходя после себя оставило ряд территориальных скворечников, подселив туда противоречия, вместо скворцов.
Однако Пекин и Москва сумели найти способ договориться с Исламабадом и Нью-Дели. Обе страны стали частью ШОС, а сейчас и вовсе реализуются проекты в области энергетики. Коридор “Север-Юг”, Пакистанский поток и прочие. Тем самым Москва и Пекин сшивают страны Евразии между собой в единый экономический организм, в котором конфликты будут лишними. Здесь же идет китайские проект “Один пояс- один путь”.
Хотя успех еще не достигнут, в полном объеме, но уже вполне просматриваются все необходимые контуры.
Еще раз нужно обратиться к событиям декабря 2021 года и февраля 2022 года. После начала полновесного противостояния России и Запада, именно страны ШОС и БРИКС стали ядром, тылом для Москвы. Причем на провокации Запада не повелись и продолжили сотрудничество с Москвой, тем самым все мечты об “изоляции” остались шуткой про изоленту.
И это при том, что ШОС открыто заявляет, что не является военным блоком и не собирается вступать в противостояние с НАТО или другим военным формированием, АУКУС например.
Однако в этом и нужды нет. Экономический потенциал организации таков, что войну с ней не выиграть никому.
Китай- фабрика мира, а победить фабрику мира в “войне заводов” невозможно. И это мы не учитываем, что у ШОС в запасе еще одна такая планетарная фабрика, Индия. Вместе с государством, которое способно снабжать энергоресурсами без вреда для собственной промышленности. И ни одно такое государство. Ведь Персидский залив уходит в орбиту ШОС. Тогда, как финансово-эконмическими вопросами занимается БРИКС. Чей саммит в августе еще принесет немало новости.
Таким образом, центр экономической тяжести окончательно смещается в Азию. Триумвират Глобальной Азии, глобального Юга и Глобального Севера не оставляет шансов глобальному Западу.
Из простой региональной организации, как ШОС называли многие на Западе, за двадцать лет структура стала не просто глобальной, а фактически возглавила мир.
Терпение труд даже запад перетрут, как гласит известная народная поговорка. Долгие десятилетия упорного и созидательного труда, дали свои плоды.
Итого: 65% территории Евразии, 3.5 миллиарда населения. Практически вся промышленная база человечества. И так можно говорить без особого преувеличение, ведь коллективный Запад свою промышленность подарил и ушел в спекуляции.
Еще в моменте своего создания ШОС заявляла своей ключевой целью: безопасность. Сейчас такие возможности у организации появились, каких еще никогда раньше не было. Четыре ядерные державы-участника, ведущие державы “космического клуба”. Государства с крупнейшими армиями и экономиками. И что намного важнее в современном мире, страны, которые твердо намерены избавиться от долларовой зависимости. Уже сейчас внутри ШОС значительная доля расчётов происходит в национальных валютах. Из которых, кстати, до 40% приходится на российский рубль. Это о перспективах нашего рубля на международной арене.
В целом, единственное, что пока не хватает ШОС это официального Совета Безопасности ШОС, который будет отвечать за безопасность государств-членов. И тех, кто попросит о защите.
Можно сказать так. У новой многополярности, которая идет на смену однополярному Пакс Американа есть две основные ноги: БРИКС (отвечает за экономику), ШОС (отвечает за безопасность).
И принятие Ирана — это подтвердило.
Кто там смеётся? Кому там в Берлине смешно?!
Автор блога Время и цивилизация специально для нашего канала
Не забудьте поддержать автора лайком!