Найти тему

Профсоюз "Учитель" советует: что делать, если администрация давит на работника (часть 1)

Источник иллюстраций - https://t.me/pedago_gprof
Источник иллюстраций - https://t.me/pedago_gprof

Хочу поделиться с вами полезным материалом от Межрегионального профсоюза "Учитель", членом которого я являюсь. Личный опыт - курсивом.

Прошлый учебный год для нашей молодой школьной первички был достаточно тяжёлым. Мы "бодались" с руководством, которое упорно не хотело признавать наш профсоюз и менять стиль управления сотрудниками. Было трудно пробить стену, но на нашей стороне были родители учеников и муниципальные депутаты. Огромную помощь нам оказал и сам МПРО "Учитель". С помощью юриста профсоюза мы выиграли суды по неправомерным сокращениям сотрудников, которые были восстановлены на работе. В этом учебном году в нашей школе новый директор.

На карточках-иллюстрациях - спектр административных методов давления. Их все мои коллеги и я испытали от прежнего руководства школы. Уверена, что многие наёмные работники сталкивались с таким отношением. Если администрацию специально учат стращать работников, то и работник должен научиться давать отпор.

https://t.me/pedago_gprof
https://t.me/pedago_gprof

Да, администрация очень любит наседать на работника толпой! Как только был уволен прежний замечательный руководитель нашего отделения, который был буфером между нами и руководством школы, мы очень быстро познакомились с "форсированным допросом". А новый завуч, протеже директора, с удовольствием подливал масла в огонь, выдавая директору свои бурные фантазии за реальность.

Родители написали в департамент коллективную жалобу на безобразную организацию работы нашего отделения администрацией (!) школы. Нас стали вызывать по одному, обвиняя в сочинительстве этой жалобы и плохой работе с родителями. При этом в кабинете сидели ещё 4-6 человек администрации и, не давая учителю сказать толком ни слова, атаковали его. Давление, шантаж, унижение, откровенная ложь, обесценивание труда, лишение слова - малая толика инструментов. Доводили учителей до больничного листа.

В конце концов мы решили: всё, хватит! С нами так нельзя. Организовали первичку "Учителя" и начали борьбу.

Совет профсоюза работнику: взять тайм-аут. "Мне нужно обдумать то, что вы сказали (посоветоваться с коллегами, выйти в туалет)". Не отвечайте сразу, дайте себе время успокоиться и подумать. Администрация подождёт вас, никуда не денется.

Если руководство давит: "Мы торопимся, нет времени, решение нужно принять срочно", - откладывайте совещание: "Поговорим, когда у вас появится время, а я пока подумаю".

Именно так мы поступили с коллегой. В последний приход к бывшему директору снова увидели толпу замов за столом. "Заходите по одному, говорите быстро, у нас совещание, нам некогда!"- "По одному заходить не будем. Раз вам некогда, мы придём, когда совещание закончится". Не успели мы выйти, как нас пригласили в кабинет вдвоём и разговаривали уже любезно. В общем, не ходите по одному! Всегда будьте вместе с другом - членом профсоюза.

Не подписывайте НИКОГДА сразу никаких документов, которые вам суют на встрече с администрацией, когда вы в стрессе (или вам некогда вникать)! Берите копию для ознакомления. Если требуют, распишитесь в её получении. Все копии сохраняйте, делайте сканы.

https://t.me/pedago_gprof
https://t.me/pedago_gprof

Такие "скрытые" угрозы-манипуляции рассчитаны на людей боязливых и зависящих от чужого мнения.

Выпускаю 4-й класс. На собрании для родителей будущих пятиклассников в марте администрация наобещала золотых гор с три короба. В мае оказалось, что обещания будут выполнены на 1/8. Родители, естественно, начали задавать нелицеприятные вопросы, в том числе на сайте школы.

Директор вызывает меня. Показывает вопрос на сайте: "Вот, Марьванна, ваши родители пишут. Как им не стыдно требовать исполнения обещаний? Вам нужно с ними побеседовать и сказать, чтобы ничего не писали. А то ведь учителя в средней школе думают, что это именно вы так родителей настраиваете. Вы понимаете, какое мнение о вас складывается?"

Отвечаю: "Учителя средней школы могут думать так, как им нравится. Моя репутация от этого не зависит. А родители имеют право задавать вопросы. Они - участники образовательных отношений".

Совет профсоюза работнику: провоцировать работодателя на выявление скрытой угрозы. Задавайте вопросы: "Вы мне сейчас угрожаете применением жёстких методов? Вы угрожаете, что испортите мне репутацию?"

Обязательно записывайте на диктофон разговор с администрацией. Особенно если знаете, что разговор будет тяжёлым и может складываться не в вашу пользу. Запись на диктофон в данном случае абсолютно законна, поскольку вы решаете рабочие вопросы на рабочем месте, а не в гостях дома у директора разговариваете о погоде. Согласие вашего собеседника на запись в данном случае не требуется.

Перед началом разговора можете предупредить, что будете вести запись. Далее включите диктофон, назовите дату и место разговора. Это очень остужает пыл работодателя и заставляет его вести себя корректно и более конструктивно. Не бойтесь. Уволить вас за диктофонную запись не могут. А вот вести себя с вами аккуратнее начнут.

https://t.me/pedago_gprof
https://t.me/pedago_gprof

"Это всё Указкина и Кº воду мутят. Вместо того, чтобы работать, даёт детям самостоятельную, а сама письма в департамент сочиняет и родителям диктует. А вы поддаётесь! Администрация изо всех сил старается, чтобы школа была на высоте, и зарплата у вас была. А вы не цените".

Совет профсоюза работнику: важно понимать, что ваше недовольство нарушением ваших прав, работодатель пытается направить на кого-то другого. Чаще всего на того, кого вы считаете своим союзником, чтобы посеять рознь и ослабить вашу позицию. Не брезгует администрация и "сталкиванием лбами", и ложью. Могут прийти к одному и наговорить на второго, а потом второму наговорить на первого.

Старайтесь придерживаться только фактов. Можно сказать: "Мы сейчас говорим не о третьих лицах, а о конкретных нарушениях". Или: "С кем и когда общаться, моё личное дело. У вас нет права вмешиваться в мою личную жизнь".

https://t.me/pedago_gprof
https://t.me/pedago_gprof
https://t.me/pedago_gprof
https://t.me/pedago_gprof

"Заболтать" проблему, увести разговор в сторону и перевести "стрелки" на самого работника - любимейшие методы администрации. Здесь, по моему опыту, совет может быть только один.

Держите свой вопрос у себя в голове (либо на листе перед собой) и методично и спокойно, даже занудно, задавайте его снова и снова, пока не получите ответ.

Не погружайтесь в словесные дебри собеседника, не надо их осмысливать. И Боже упаси на них реагировать и отвечать. Не давайте себя уводить в сторону. Послушали, как радио, и опять дуйте в свою дуду.

У меня есть свои маленькие приёмчики, которые позволяют мне выходить из трудного разговора с работодателем без большого ущерба для психики. О них расскажу в следующей статье.

Конечно, на борьбу с работодателем за свои права нужны моральные силы, энергия и смелость. Кому-то проще уволиться и не тратить силы и здоровье.

Мы тоже так говорили: я лучше уволюсь. А потом подумали: а если нам нравятся работа и место работы, почему должны увольняться именно мы? Пусть увольняются те, кому мы не нравимся!

Успех обязательно приходит. Пусть не сразу в большом объёме. Вода камень точит. Работник может заставить работодателя с собой считаться. "Права не дают, их берут".

Продолжение следует.

Телеграм-канал МПРО "Учитель": https://t.me/pedago_gprof

Как вступить: https://pedagog-prof.org/o-nas/join-the-union/

Cайт - https://pedagog-prof.org