Найти в Дзене
Путешествия с фотокамерой

Как жили женщины на Русском Севере, когда мужей не было дома по 7 месяцев

Четыре утра. Марфа уже на ногах, пока остальные 10 домочадцев спят вповалку. Растопить печь, замесить тесто, сварить похлебку из трески — и всё это до первых петухов! Едва успевает накормить всех, как стучат в ворота — купцы из Архангельска приехали. — Два рубля за шкуру? Да ты что, милок, белены объелся? Полтора и ни копейкой больше! Торг идёт жёстко. Муж третий месяц в море, решения принимает она сама. Быстро сговорившись о цене, Марфа бежит к пристани — пора выходить с женской артелью на лов сельди. Сарафан меняется на рабочую одежду, и вот она уже стоит у вёсел тяжёлого карбаса. Вернувшись затемно, ещё найдёт силы проверить домашние уроки младших детей (а на Севере, в отличие от многих других регионов России, грамотность была широко распространена даже среди крестьян) и вышить пару стежков на кокошнике для дочери. А ведь это обычный день женщины в поморских селеньях на Русском Севере в 19 веке. Пока в центральной России крестьянки сидели по лавкам, поморки командовали артелями и то
Оглавление

Четыре утра. Марфа уже на ногах, пока остальные 10 домочадцев спят вповалку. Растопить печь, замесить тесто, сварить похлебку из трески — и всё это до первых петухов! Едва успевает накормить всех, как стучат в ворота — купцы из Архангельска приехали.

— Два рубля за шкуру? Да ты что, милок, белены объелся? Полтора и ни копейкой больше!

Торг идёт жёстко. Муж третий месяц в море, решения принимает она сама. Быстро сговорившись о цене, Марфа бежит к пристани — пора выходить с женской артелью на лов сельди. Сарафан меняется на рабочую одежду, и вот она уже стоит у вёсел тяжёлого карбаса.

Вернувшись затемно, ещё найдёт силы проверить домашние уроки младших детей (а на Севере, в отличие от многих других регионов России, грамотность была широко распространена даже среди крестьян) и вышить пару стежков на кокошнике для дочери.

-2

А ведь это обычный день женщины в поморских селеньях на Русском Севере в 19 веке. Пока в центральной России крестьянки сидели по лавкам, поморки командовали артелями и торговали с иноземцами. Тут не было крепостного права, а сами женщины очень часто были более образованы, чем мужчины.

Да, именно о таких моментах узнаешь, когда путешествуешь по глубинке России и знакомишься с бытом разных народов. Например, о быте на Русском Севере можно узнать в музее "Малые Корелы". Все современные фотографии из этой статьи я сделала там.

-3

1. Командовали кораблями вместо готовки борщей

Представьте картину: парусное судно заходит в порт Архангельска, а на капитанском мостике — женщина! И это не сцена из фантастического фильма, а обычное дело для Русского Севера.

«Нередко наблюдаются случаи, когда команды морских парусных судов, приходящих из Поморья в Архангельск, состоят из поморок», — отмечал А.А. Жилинский в своих исследованиях Русского Севера.

Пока в центральной России женщины хлопотали у печи, северянки на равных с мужьями управляли судами и не уступали мужчинам в бесстрашии.

-4

2. Были настоящими бизнесвумен XVII века

Думаете, женщины-предпринимательницы — изобретение XX века? А вот и нет! Пока мужья месяцами бороздили моря, жёны вели все финансовые дела, заключали торговые сделки и распоряжались семейным капиталом.

Удивительно, но многие поморки были грамотнее мужчин, умели считать, вести бухгалтерию и даже знали иностранные языки — ведь как иначе торговать с заморскими купцами? На севере России школы существовали во многих деревнях и образование ценилось очень высоко. Некоторые зажиточные поморы даже отправляли своих детей учиться за границу — в те самые города, с купцами из которых вели торговлю.

К началу 20 века уже 30% всех судов и шхун на Севере принадлежали именно женщинам.

-5

3. "Большуха" — женщина, которая решала всё

«Муж — голова, жена — шея, куда хочу, туда верчу» — гласит поговорка. Но на Севере было проще: жена и голова, и шея, и всё остальное.

В отсутствие мужей (а это могло длиться до 7 месяцев в году) дома правили «большухи» — старшие женщины, которые принимали все решения по хозяйству. И когда муж возвращался с промысла, это она говорила ему, что и как делать, а не наоборот!

-6

«В Поморье во многих семействах во время морских летних промыслов нельзя найти ни одного мужчины, поэтому женщины там одни занимаются полевыми работами, ездят на ближайшие промыслы в море...», — отмечал А. А. Жилинский в книге «Крайний север европейской России». И ничего, хозяйство не приходило в упадок, а дела шли отлично.

4. Спали вповалку под шкурами

Как вам такой вариант ночлега: лодка, накрытая оленьими шкурами, а внутри десяток промысловиков — и мужчин, и женщин — спят вповалку, головами к носу и корме, а ногами к середине?

На промысле, где женщины часто участвовали наравне с мужчинами, именно так и ночевали. Исследователь В. Н. Ломакин описывал, что на мачту набрасывали «буйно» из оленьих шкур, получая своеобразный шатёр. В середину для большего тепла укладывали самых младших или заболевших.

На этой фотографии — зверобойная лодка и её экипаж. Очевидно, что фотография постановочная, и фотограф хотел показать, как они готовятся к ночёвке.
На этой фотографии — зверобойная лодка и её экипаж. Очевидно, что фотография постановочная, и фотограф хотел показать, как они готовятся к ночёвке.

И никакого отдельного купе для дам! О каком личном пространстве могла идти речь, когда на кону стоял успешный промысел?

5. Женские артели для рыбной ловли

Думаете, рыбалка — исключительно мужское занятие? Расскажите это поморкам! Исследовательница Т. А. Бернштам в своей работе «Сёмужий промысел поморов Зимнего берега Белого моря» отмечала, что с 13-14 лет девушки начинали рыбачить: работали гребцами на промысловых суднах, а потом становились полноценными ловцами.

«Ловят обязательно парой карбасов, для чего их даже связывают вместе бортами. За гребцов обыкновенно бывают женщины», — так описывал сельдяной промысел у села Сороки А. А. Жилинский в книге «Крайний север европейской России».

А знаете, что самое интересное? В своей книге «Страна Холода» (1877 г.) В. И. Немирович-Данченко отмечал, что после Петрова дня каждая участница артели получала равную с мужчинами долю добычи! Это вам не борьба за равную оплату труда в XXI веке — поморки решили этот вопрос ещё пару столетий назад.

Автор фото: Николай Шабунин
Автор фото: Николай Шабунин

6. "Жёнки", но не "бабы" — очень обижались на неправильное обращение

Если хотите быстро поссориться с поморкой, назовите её «бабой» — такое обращение считалось оскорбительным. Только «жёнки» — и точка!

Гордость не позволяла северянкам отзываться на то, что считали унизительным. Высокий статус в семье и обществе требовал соответствующего обращения — чем не современные дебаты о феминитивах?

Автор фото: Николай Шабунин
Автор фото: Николай Шабунин

7. "Зверски дикие" в ссорах, но ласковые в обычной жизни

Поморки — это такой удивительный коктейль нежности и суровости, что диву даёшься.

«В то же время поморки очень мягкосердечны и ласковы. Свою речь они щедро пересыпают эпитетами: "красно солнышко", "дружок", "родименький"», — пишет А. А. Жилинский в своих наблюдениях. Даже животных называли ласково: «пестронюшка», «картюшко».

Но тут же исследователь добавляет: «Зато при ссорах поморки прямо зверски дики». От такого контраста можно только головой покачать. Представляете себе эту милую женщину, которая только что нежно беседовала со своей коровой, а через минуту уже вселяет ужас в заезжего купца, пытающегося её обмануть?

-10

8. Выполняли все "мужские" работы и общественные службы

«Летом женщина делает всю мужскую домашнюю работу, не исключая перевозок на лодках», — это не из манифеста феминисток, а из исследований А.А. Жилинского, изучавшего быт Русского Севера в конце XIX века.

Полевые работы, управление хозяйством, ремонт, охота, рыбалка, перевозки грузов — казалось бы, что тут женского? А для поморок — обычное дело. Мало того, они ещё и «отправляют подводную повинность и общественные службы»!

Так что, когда сегодня кто-то заявляет, что «женщины только сейчас и только под напором феминисток стали отбирать себе мужские работы», можно только улыбнуться. На Севере так жили столетиями, и никто не видел в этом ничего странного.

-11

9. Образованные крестьянки: от домашних школ до Оксфорда

Многие северяне отправляли своих детей учиться за границу. Особенно это касалось портовых городов, вроде Архангельска. Торговые связи с Европой открывали двери лучших учебных заведений для детей зажиточных поморов.

И действительно, некоторые архангельские крестьяне свободно говорили на нескольких языках и разбирались в тонкостях европейской политики. А домашнее образование было распространено повсеместно: девочек учили не только рукоделию, но и грамоте, счёту, ведению хозяйственных книг. Грамотность на севере России была значительно выше, чем в центральных губерниях.

-12

10. Ели мох и пили сосновый сок (и это не от бедности)

Если вам предложат на обед блюдо из мха, вы наверняка подумаете, что над вами издеваются. А на Севере такой рацион был обычным делом!

Исследователи северного быта отмечали, что рацион поморок включал не только рыбу в разных видах, но и такие экзотические блюда, как специально приготовленный мох или сосновый сок.

Кстати, о сосновом соке: это не просто жидкость, собранная из дерева, как кленовый сироп. Поморы делали его, соскабливая весной внутренний слой коры с молодых сосен — так называемый "заболонь". Этот слой, богатый питательными веществами, вымачивали, варили и получали густой питательный отвар, который не только утолял голод, но и помогал бороться с цингой благодаря высокому содержанию витамина C.

-13

Путешественники по Архангельской области документировали, что муку делали из пихтовой или сосновой коры, болотных растений. А использование мха в пищу даже регламентировалось государством!

Представьте реакцию современной городской барышни на такое меню! А ведь поморки не только выживали на этой диете, но и активно трудились, выходили в море и рожали здоровых детей.

10. "Не выносили сор из избы" в самом прямом смысле

При всей своей власти и самостоятельности, поморские женщины строго придерживались одного важного правила: семейные дела должны оставаться внутри семьи.

Жена не должна была рассказывать соседкам и подругам о том, как складываются её отношения с мужем. Если женщина начинала жаловаться на своего мужа, её начинали высмеивать соседки как несамостоятельную хозяйку или «поднимали на глум».

Представляете? Женщина могла командовать артелью рыбаков, торговаться с иностранными купцами, но пожаловаться на мужа считалось верхом неприличия! В этом была своя логика: "большуха", которая не может справиться с собственным домом, вряд ли заслуживает уважения.

-14

«Большуха» не должна была делиться своими проблемами и с детьми. Это тоже строго осуждалось в поморской среде. Очевидно, такое правило помогало сохранять авторитет отца в глазах детей, даже если внутри семьи случались конфликты.

А если учесть, что муж мог отсутствовать по полгода, становится понятно: жаловаться на него было не только неприлично, но и просто... бессмысленно!

11. Носили драгоценности, которым позавидовали бы городские барыни

При всей своей суровости и практичности, поморки оставались женщинами — и любили красиво наряжаться!

«Женщины очень любят принарядиться», — отмечал А. А. Жилинский. Он же описывал, что праздничные сарафаны обшивались золотым позументом или серебром. Замужние носили «сборники» или «повойники», а в праздники — «кокошники из дорогих парчовых материй, вышитые злотом и бисером, нередко унизанные жемчугом».

-15

И это не городские барыни, а суровые северные крестьянки, которые могли управлять кораблем и не боялись выйти в открытое море! Сочетание несочетаемого — вот кто такая поморская женщина.

А что думаете вы? Смогли бы прожить хотя бы день в шкуре поморской жёнки? Или современная жизнь с её стрессами и офисной работой кажется вам более сложной?