Найти в Дзене
Фактум

«Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу»: черномырдинки и их след в нашей культуре

Виктор Степанович Черномырдин — уникальная фигура политики 90-х годов. Потому что крупные государственные деятели той, мягко говоря, ужасной эпохи в лучшем случае вызывают безразличие своей серостью. А в худшем же провоцируют на приступы гнева в ответ на то, сколько страданий они принесли нашему населению. Черномырдин же другой: он помогал нам улыбнуться в эти тяжёлые времена за счёт своего обаяния. Кто ещё оставил после себя такой огромный пласт весьма забавных изречений? У которых даже имеется своё название — черномырдинки. И их даже больше, чем ельцинизмов! Поэтому давайте разберёмся, что сделало высказывания Виктора Степановича таким ярким явлением в нашей языковой культуре. И какой след они оставили спустя 20 лет? Парадоксальные ответы Большинство черномырдинок — это не заранее написанные фразы для выступления. В этом и был весь Виктор Степанович, что он реагировал моментально и говорил первое, что вырывается. Он был живым собеседником, чем и покорил определённых людей. Но эти сп
Оглавление

Виктор Степанович Черномырдин, фото из открытых источников
Виктор Степанович Черномырдин, фото из открытых источников

Виктор Степанович Черномырдин — уникальная фигура политики 90-х годов. Потому что крупные государственные деятели той, мягко говоря, ужасной эпохи в лучшем случае вызывают безразличие своей серостью. А в худшем же провоцируют на приступы гнева в ответ на то, сколько страданий они принесли нашему населению.

Черномырдин же другой: он помогал нам улыбнуться в эти тяжёлые времена за счёт своего обаяния. Кто ещё оставил после себя такой огромный пласт весьма забавных изречений? У которых даже имеется своё название — черномырдинки. И их даже больше, чем ельцинизмов!

Поэтому давайте разберёмся, что сделало высказывания Виктора Степановича таким ярким явлением в нашей языковой культуре. И какой след они оставили спустя 20 лет?

Парадоксальные ответы

Большинство черномырдинок — это не заранее написанные фразы для выступления. В этом и был весь Виктор Степанович, что он реагировал моментально и говорил первое, что вырывается. Он был живым собеседником, чем и покорил определённых людей.

Но эти спонтанные ответы иногда оформлялись в причудливую противоречивую форму. Ведь Черномырдин никогда не увлекался ораторским искусством или законами русского языка. Из-за чего на выходе мы получали один сплошной парадокс.

В мае 1998-го года шахтёры из Кузбасса объявили забастовку с требованием выплатить долги по зарплате. Казалось бы, голодовки и отсутствие финансирования населения в ту эпоху были обычным делом.

Но что отличало забастовку работников промысла, так сроки. В России не платили зарплату месяцами — а шахтёрам были должны чуть ли не за 2 года работы. И Виктора Степановича, вышедшего из среды газонефтяной промышленности, спросили об этом инциденте.

«При мне бывало и хуже, но не до такой же степени!», — ответил политик. Вчитайтесь ещё раз: было хуже, но не до такой степени. Т.е. с одной стороны ситуация была хуже, чем сейчас — но не доходила до нынешней степени бедствия.

Вот в этом и заключаются фирменные черномырдинские парадоксы. Наверное, он хотел сказать, что при нём определённые условия были хуже — но это не доходило до того, чтобы люди блокировали автострады. Только вот в моменте спонтанного ответа Виктора Степановича подвело знание семантики русского языка.

«Некоторые принципы, которые раньше были принципиальны, на самом деле были непринципиальны», — моё любимое. Тут и тавтология, и логическое противоречие. Хотя смысл, несмотря на первоначальное впечатление, содержится глубокий. Просто в формулировке Черномырдина выходит парадокс.

Виктор Степанович хотел сказать, что определённые постулаты, которые раньше считали важными, на самом деле не несли в себе такого значения, каким их пытались наделить. Мысль действительно интересная. Просто оформлена она неотёсанно.

Юмор с устойчивыми выражениями

Но Черномырдин вольно обращался не только с основными положениями речевой культуры русского языка. Он ещё обожал обыгрывать определённые устойчивые выражения. И в этом приёме Виктор Степанович отлично использовал своё чувство юмора.

«А кто там нам по сердцу, кто там ниже сердца — это уже другой разговор», — сказал Черномырдин уже на должности посла РФ в Украине. Так он комментировал слухи о том, что Кремль манипулирует выборами в соседней стране и ставит удобных себе политиков.

Тогда как Виктор Степанович заверил, что будет работать с любым правительством. И обыграл фразеологизм «по сердцу» — т.е. соответствующий желаниям. Добавив к выражению ещё и шутку ниже пояса с упоминанием этого же органа.

«Как кто-то сказал, аппетит приходит во время беды», — ну а это просто шик. К сожалению, я не знаю контекста. Правда, многие черномырдинки проникли к нам без предыстории. Но здесь можно и так увидеть, как забавно Виктор Степанович видоизменил поговорку. Просто добавив одну букву — и фраза заиграла новыми подсмыслами.

Фразы на века

Всё же прошло слишком много времени: изменилась внутриполитическая обстановка, само общество в какой-то мере начало смотреть на мир по-другому, происходит смена поколений.

Понимаете, Черномырдин как личность всё равно понемногу уходит из памяти русского социума. В том числе и по той причине, что выросло уже так много людей, не заставших его деятельность.

Но фразы Виктора Степановича всё равно живут. Конечно, их не так много, но ими пользуются даже те, кто не успел ещё родиться на пике популярности политика.

Например, когда в социальных сетях комментируют какую-то новость об очередном казусе в России, то говорят: «Никогда такого не было — и вот опять». Это видоизменённое черномырдинское: «Отродясь такого не бывало — и вот опять то же самое!». Кстати, очередной парадокс с точки зрения лингвистики. Но вот с перспективы жизни в России та ещё истина.

Также очень любят трансформировать другой перл: «Какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС». Лично я нередко слышал такую вариацию в устах народа: «Что бы мы ни делали — получается АвтоВАЗ».

Ну и да, конечно же: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Не Виктор Степанович первым произнёс эту фразу, но в то же время именно с ним она и ассоциируется. И стала неофициальным девизом нашего правительства.

Благодарим за прочтение! А какие у вас воспоминания о Викторе Степановиче Черномырдине?

Автор: Автор: Будников Константин, учёный-литературовед, независимый автор медиагруппы Хакнем

Другие статьи автора в канале:

-2