Отпускной сезон в самом разгаре. И если вы ещё не успели понежиться под лучами южного солнца, то вот вам лайфхак от нашего автора, который побывал в начале июля на побережье одного греческого острова.
Изначально мы, как и большинство наших граждан, собирались провести летний отпуск на «всероссийском» курорте в Турции. Однако, припомнив наш прошлый опыт, решили вернуться туда, где нам очень понравилось – на остров Крит, в Грецию. Благо «шенген» у нас имелся.
Пакетные туры решили не рассматривать, так как в прошлый раз познакомились на Крите с бывшими соотечественниками. Женщина, уроженка Сочи, сказала, что предоставит нам комфортное жильё в любое время года. Так мы и поступили. Созвонились, договорились. Лететь решили не через Стамбул, а через Казахстан. По деньгам выходит примерно также (около 90 тыс.руб. на человека), но только с одной пересадкой, а не двумя. Там живут у нас дальние родственники. Четыре часа из Москвы до Алматы. День экскурсии по городу и шесть часов до Ираклиона. Ковидных ограничений в Греции нет.
Машину – напрокат
Ознакомившись с ценами на экскурсии местных туроператоров, мы поняли, что лучше взять машину напрокат и самим исследовать остров. Ещё дома мы cкачали с Play market карты приложения maps.me, которое работает без интернета. Замечу, что можно было бы довольствоваться стандартными картами Google. Они помогают ориентироваться на всех дорогах острова, но в небольших городках, таких как Ханья и Ретимно, Google вам не помощник.
Европейский сервис по-гречески
Взять машину напрокат на Крите не проблема. Компаний по аренде в любом населённом пункте море. Автомобили более-менее свежие, цены доступные. Страховка полная. Пробег без ограничений. Заправляете сами. Машину дают с наполовину заполненным баком. Также её и возвращаете. Очень удобно. Полбака на день хватает.
И если автомобиль взят только на сутки, то заправиться можно в конце дня при возврате. Работники прокатных контор говорят по-русски. На всякий случай в договоре указан номер телефона офиса. Ищите его снизу. Нам приятная девушка по имени Елена оставила номер своего сотового телефона. Она уже 20 лет живет в Греции и более 10 лет занимается сдачей машин в аренду.
Самые популярные микролитражки типа Нисан Микра можно арендовать за 35 евро в сутки. Если возьмете машину на неделю, то цена снизится до 30 евро. Мы же путешествовали двумя семьями с детьми. Поэтому взяли экономичный дизельный двухлитровый семиместный Фиат Добло за 70 евро в день, оснащенный системой «старт-стоп». Бензиновый можно было взять за 60.
Я был приятно удивлен состоянием предоставленного автомобиля 2021 года выпуска с пробегом 12 тыс.км. В салоне машины идеальный порядок. Стекла кристальной чистоты, пластиковые панели блестят, ворсовые коврики удивительной свежести. Такое ощущение, что на машине до нас никто не ездил. Вот он – европейский сервис по-гречески!
Греческая полиция нас бережёт
Машины дают по российским правам и загранпаспорту. В залог берут 200-300 евро и оставляют у себя ваши права, выдавая на руки бумагу формата А4, которую называют «контрактом». Его достаточно иметь, если остановит полиция.
Как обстоит дело с полицией и страховыми компаниями, к счастью, я не узнал.
За два дня путешествий видел полицейские машины всего два раза. Но! Камер видеофиксации просто огромное количество. От Ираклиона до Ханьи (расстояние 140 км), не сильно преувеличу, если скажу, что увидели их штук 20.
Порадовало другое. Перед каждой! камерой стоят предупреждающие знаки. Что это означает? А то, что главная задача полицейских не собрать максимальное количество штрафов, а предотвратить ДТП.
Штрафы в Греции очень высокие - непристегнутый ремень - 100 евро, превышение скорости - от 200 евро, проезд на красный свет - 700 евро.
Овёс в Европе нынче дорог
Бензин очень дорогой. Легковые машины заправляют только 95-м от 2,4 евро за литр. Мы заправляли дизельное топливо на Shell по 2,18 евро. Заправок полно, если учесть, что длина острова составляет 250 км, а ширина всего 60. Из брендовых присутствует BP(British Petroleum), остальные местные. Некоторые из них могут располагаться прямо посреди горных деревушек. Средний расход топлива составил 6,3 литра на сотню. Считаю, что неплохо по горным дорогам и при полной загрузке.
Сказочные дороги
Дороги на острове отличные.
К сожалению, а может быть и к счастью, проверить стойкость подвески нашего Фиата мне не удалось. За все время путешествия встретил только пару выбоин.
От Ираклиона, столицы Крита, на восток и запад километров по 10 в каждую сторону идет широкая двухполосная магистраль Е-65 с односторонним движением. Отличная разметка, знаки. Указатели неоднократно дублируются, пропустить поворот, к примеру, в аквапарк, океанариум и т.п., невозможно.
Специальные знаки на коричневом фоне ведут к туристическим объектам, которые следует посетить (храм, монастырь и т.п.). Надписи на греческом и английском языках.
Остальные дороги двусторонние, в горных районах очень узкие. Нередко поворачивают на 180 градусов. На обочинах растут густые заросли, которые почти закрывают знаки. Время от времени их удаляют забавным способом с помощью трактора.
Нам очень помогло приложение maps.me. Используя его мы ни разу не заблудились. Ни на трассе, ни в городе. Удивительно, но дорогу у местных мы так и не спрашивали. Посетили все, что запланировали.
Доброжелательные водители
Водители на острове аккуратные. Если едут тихо, то прижимаются вправо, чтобы можно было обогнать, не наезжая на сплошную линию разметки.
Бывают, конечно, и исключения. Один раз нас обогнали через две сплошные. Несмотря на это, мы не видели ни одной аварии и ни одной битой машины.
Единственное, что если машина долго стоит у моря, то соль очень быстро разъедает кузов. Видели машины с ржавыми и серыми от соли пятнами – перекрашивать однозначно.
И ещё греческие водители очень доброжелательны. На узких улочках разъехаться тяжело, когда один уступает, второй обязательно помашет рукой в знак благодарности.
Парковки в городах у достопримечательностей в основном бесплатные. Встретили только одну платную - 3 евро вне зависимости от времени стоянки. Но зато почти пустая.
Местная примета, если видишь автомобиль с включенными днем фарами - это едет российский турист.
Да, отдых влетел нам в копеечку, но он того стоил. Мы увидели столько замечательных мест и поговорили с такими удивительными людьми, которых не встретишь, перемещаясь по острову на туристическом автобусе.
А что предпочитаете вы? Отдых пузом кверху all inclusive или новые впечатления, места и знакомства?
Всем удачи!
Автор: Юрий Кларк, автомобильный журналист и бывший дальнобойщик.
#хакнем_авто