(2018, США)
Удивительно и забавно порой глядеть, как ворочающая горами деньжищ киноиндустрия не способна учиться... нет, даже не на собственных, а на чужих ошибках. Вот о чём, скажите на милость, думали спонсоры проекта "Робин Гуд: Начало" перед тем, как спустить в этот 100-миллионный унитаз свои кровные финансы? Явно не о том, что практически всё (!) крупнобюджетное фэнтези, снятое по мотивам известных легенд и мифов, в минувшее десятилетие было никому не интересно и приносило сплошные убытки. Загибайте пальцы. "47 ронинов" Ринша - провал. "Последние рыцари" Кирии - провал. "Боги Египта" Пройаса - провал, "Меч короля Артура" Ричи - провал. "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" и римейк "Бен-Гура" Бекмамбетова - провалы. "Геракл: Начало легенды" Харлина - провал. "Помпеи" Пола У.С. Андерсона - провал. "Великая стена" Имоу - провал. Римейк "Конана-варвара" Ниспела - жуткий провал. "Ной" Аранофски, "Исход: Цари и боги" Скотта, "Робин Гуд" Скотта, "Геракл" Раттнера - не провал, но и не та выручка, которой можно гордиться и после которой строят планы на сиквелы.
А из успешной фэнтезятины можно вспомнить разве что снайдеровские "300 спартанцев", "Битву титанов" Летерье и на удивление не осрамившуюся "Войну богов: Бессмертные" Сингха. Но и к ним зритель быстро утратил интерес. Продолжения первых двух картин и близко не завоевали тот коммерческий успех, что их оригиналы, а третья и вовсе не получила никакой добавки.
Красноречивая статистика, не правда ли? Более чем. И вот на фоне этой колоды очевидный фактов у кого-то хватает ума и нахрапа плодить на свет ещё одного экранного лузера ценою в сотню млн. $! Который уже на стадии сценария удручал дефицитом оригинальных идей. Ну, если, конечно, вы не считаете оригинальным авторский бзик перенести эту зализанную до проплешин историю в очень странный антураж... альтернативного Средневековья. Хотя правильнее было бы сказать, идиотски-альтернативного, потому что ничем, кроме наличия одежды современного покроя, рыцарского ОМОНа с дубинками (!) да многозарядных арбалетов, здешняя Британия не отличается от классической робин-гудской. Какие-то уникальные технологии? Новая религия, средства транспорта, социальное устройство? Да ну вас, забудьте! На конструирование этого мира у сценаристов-дебютантов Келли и Чэндлера уже не хватило ни мозгов, ни фантазии. Только - на переодевание актеров и статистов в стильные шмотки, да на крестоносцев, бегающих с луками точь-в-точь как... спецназовцы 21 века со своими автоматами!
Вот скажите, можно ли довести до абсолютного маразма и без того сказочную "эльфийскую" стрельбу из "Властелина колец" и "Хоббита"? Вы не поверите - можно! Помните, в пародии "Робин Гуд: Мужчины в трико" (1993 г) её придурковатый герой клал на тетиву сразу пяток стрел и посылал их в цель одним выстрелом? Так вот, в "Робин Гуде: Начало" такая шизофреническая стрельба вовсе не шутка, а в порядке вещей. Так же как выпускание стрел очередями с частотой, до которой Леголасу надо тренироваться ещё добрых полтысячи лет. При том, замечу, что тутошний Робин-из-Локсли никакой не эльф, а человек, и его история - не пародия и не магическая сказка, а всё то же Средневековье, только в пиджачках от Юдашкина.
Впрочем, сдается мне, что не альтернативная реальность и не луковая акробатика похоронили это кино в прокате, а махровая банальность его сюжета. Если тот же Ридли Скотт вырвался за рамки классических приключений шервудского лучника, превратив их в масштабный историко-политический триллер, то именно в данном вопросе режиссер Батхёрст (уж простите, такова у него фамилия) решил не своевольничать. И опять выпустил на экран задолбавшего всех, благородного защитника бедных, сирых и убогих. Который, прямо как в том анекдоте - "у богатых берёт, бедным даёт", - и больше никакой самодеятельностью не занимается. Весь дежурный набор прочих героев тоже на месте: дева Мэриан, Маленький Джон, шериф Ноттингема, монах Тук... С последним, кстати, и вовсе вышел конфуз. Самый яркий комический персонаж, толстячок-пьяница из предыдущих киноверсий "Робина Гуда", у Батхёрста превратился в какое-то худосочное трезвое чмо. Которое непонятно вообще что тут делает со своей унылой физиономией и отсутствием чувства юмора.
***
В общем, если создатели нового "Робина Гуда" изначально планировали совершить громкое коммерческое самоубийство, то что ж - в этом они блестяще преуспели. Но если их проект и впрямь был задуман с целью заработать денег, тогда бо́льшего наивного оптимизма мировой кинематограф в прошлом году не видывал. Потому что их собрат по несчастью "Хроники хищных городов" надеялся "выехать" в блокбастеры хотя бы за счёт своего уникального антуража, а на что уповали Батхёрст и его команда, решительно непонятно. Однако в их неоперабельном случае чуда не могло случиться в принципе. Поэтому оно и не случилось, сколько бы стрел в секунду ни выпускал с экрана в зрителей тутошний кривляка Робин Гуд.