Трудно спорить с тем, что Петр I повлиял на историю России, пожалуй, больше чем все, как минимум Романовы, а может и вообще все правители страны. Сегодня мы не будем изучать его парадные портреты, думаю они многим известны, а это будут картины на тему подвигов из жизни Петра. Некоторые из них со временем обросли легендами и в целом достоверность их под вопросом, но художники руководствовались и вдохновлялись именно этими историями, а уж истина это или вымысел - это другой вопрос. Давайте же начнем рассматривать эти полотна.
"Пётр I при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим", И.К. Айвазовский, 1846
Настоящее имя художника - Ованнес Айвазян, родился и умер он в одном и том же крымском городе - Феодосии. Фамилию их на польский манер "Гайвазовский" стал писать его отец, а связано это было с тем, что какое-то время предки художника жили на территории Галиции (современная западная Украина), населенной в те времена поляками. Рисовал с детства, обучался в Императорской Академии художеств в Петербурге, причем закончил ее досрочно с большой золотой медалью. Впоследствии был назначен художником Главного морского штаба. Именно по заказу штаба в 1846 году он создаст ряд произведений, которые посвятит событиям русско-шведских войн: морские сражения при Выборге и Ревеле 1790 года и рассматриваемая нами сегодня картина "Петр I при Красной горке..." По воспоминаниям художника идею картины подсказал сам император Николай I.
Живописец хорошо известен своими полотнами, на которых изображены моря, океаны и прочие водные пространства, все это в искусстве принято называть "марина". Соответственно будучи художником-маринистом, Айвазовский изобразил первого императора России именно на картине бушующего моря и терпящих бедствие кораблей. В основу этой картины лег как-раз таки легендарный эпизод из жизни Петра. Во время бури флот терпел бедствие в южной части Финского залива, ныне там расположен форт "Красная горка". И по легенде царь, рискуя жизнью при бушующем море, добрался на шлюпке до берега и развел там сигнальный костер, чтобы он указал кораблям безопасное место. Однако на счет достоверности этих событий мнения исследователей расходятся.
Первые заявляют, что в исторических источниках ("Походные журналы" самого императора и мемуары иностранцев, служивших у Петра) говорится о том, что это произошло в 1714 году, но у Березовых островов в 40 километрах южнее Выборга. И цель разжигания костра была иная - либо просто согреться (подогреть сбитня, согреться и заснуть, укрывшись парусиной, по воспоминаниям изобретателя и токаря Андрея Нартова), либо показать кораблям, которые стояли на якорях, что царь добрался до берега успешно.
Вторые исследователи заявляют что речь идет о событии, произошедшем в 1710 году. Велась осада Выборга и флот временно базировался в Финском заливе неподалеку от Красной горки («1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки»). Далее в походных журналах Петра говорится: «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко». Сам царь, управляя яхтой "Лизетта" нашел укрытие от льдов и сигнализировал об этом своим кораблям большим костром на берегу. Какая из версий правильнее - пусть каждый решает сам, но суть в том, что эпизод с зажиганием костра для кораблей в биографии Петра I точно был, в этом историки единодушны.
"Петр Великий в бурю на Лахте", П.М. Шамшин, 1844
Сын художника и академика Императорской Академии художеств с 10 лет уже был определен в воспитанники этого заведения. То есть перед нами как раз таки случай потомственного живописца, хоть и гораздо менее известного, как другой потомственный художник - Карл Брюллов. Его-то кстати и любил припоминать на склоне лет Петр Шамшин, очевидно, когда он обучался в Академии, Брюллов там был как раз профессором. Как и его учитель, Шамшин закончил Академию с большой золотой медалью, но в дальнейшем больше занимался церковной живописью и, по воспоминаниям его ученика Нестерова М.В. "запоздал на много лет со своими художественными взглядами и методами". За эту и по совокупности других работ в 1844 году Шамшину присвоили звание академика Императорской Академии.
"Петр спасает погибающих во время наводнения солдат", В.А. Афанасьев, 1914
Василий Афанасьев родился в семье служителя Императорского Двора и поначалу пошел по стопам отца работая там истопником, а затем лакеем. Однако тяга к рисованию взяла свое, и в 1872 году он поступает в Академию художеств вольнослушателем, правда к вступительным экзаменам он допущен не был (возможно в нем не увидели достаточного потенциала). Художник гораздо больше известен как иллюстратор и карикатурист, также работал в религиозном жанре, участвуя к примеру, в создании художественного убранства Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Оба полотна повествуют нам об одном и том же эпизоде в биографии Петра I. В ноябре 1724 года близ его загородной усадьбы "Ближние Дубки" (теперь это место одноименного парка, никаких строений со времен Петра не сохранилось) император проходил на небольшом корабле в сторону Сестрорецка и увидел бот, севший на мель с солдатами и матросами на нем. По легенде сам Петр, стоя по пояс в холодной воде (ноябрь!) помогал стаскивать бот с мели и спасал людей. Именно с этим событием связывают скоропостижную смерть императора - после этого он простудился и уже не смог оправиться - в январе 1725 года Петр скончался, так и не распорядившись кому должен перейти трон. Никаких документальных подтверждений этой легенде нет, единственное, что есть в его "Походном журнале" - это то, что император попал в сильную бурю у Дубков в ноябре.
Разница в картинах, конечно, колоссальная: насколько картина Афанасьева приближена к реальности, настолько картина Шамшина от нее далека. Нужно учитывать, конечно, что одна из них написана сильно раньше, но Шамшин даже для того времени (1844 год) писал "старомодно" и патетично, в духе классической живописи. На мой взгляд, император вообще выглядит как пришелец из другого времени на этой картине, как будто его забросило куда-то в далекую античность. В любом случае обе эти картины будут интересны всем любителям как личности Петра I, овеянного слухами и легендами, так и просто ценителям истории и живописи.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #петр 1 #изобразительное искусство #картины со смыслом #мировое искусство #художник