Найти тему
История и истории

Человек из Толлунда: черный призрак из датских болот

Это похоже на начало тягучего, но завораживающего датского детектива. Помните же "Мост" или "Убийство"? Вот так и тут.

В мае 1950 года два брата, жители деревни Толлунд, что неподалеку от Силькеборга, занимались добычей торфа в одном из соседних болот. Все шло, как обычно, до той поры, пока лопата одного из старателей не воткнулась во что-то более твердое, чем болотная трясина.

- Что там у тебя, Кристиан? Ты чего замер?

- Да какая-то ерунда, коряга, наверное, - веско ответил Кристиан.

Черного человека обнаружили в 1950 году.
Черного человека обнаружили в 1950 году.

Но все оказалось сложнее и страшнее. Вначале из болота показалась голова в кожаной конусообразной шапочке, затем шея с накинутой на нее веревкой, а следом за ней скрюченное худосочное тело.

- Боже мой, так это же труп, тем более черный, Кристиан! - воскликнул один из братьев. - Откуда у нас тут негры, тем более мертвые?

Это сейчас в Дании темнокожих хоть пруд пруди, в 1950-е их было значительно меньше.

Кристиан пожал плечами:

- Пусть инспектор Гаус это выясняет. Может, из Силькеборга кого привезли и выкинули в болото. А то из самого Копенгагена.

- Ну ты скажешь! До Копенгагена от нас, как до Луны. Думаю, кто-то из местных, хотя я, признаться, африканцев у нас не встречал.

Один из братьев потопал в поселок. А к вечеру на место прибыл усатый инспектор. Он долго осматривал труп, потом изрек:

- Ребята, во-первых, это не негр, черты лица не те. Во-вторых, вы напрасно обратились ко мне, потому что тут надо вызывать других спецов. Этот парень, конечно, мертв и, скорее всего, умер насильственным способом...

- Вот! Петля же на шее, инспектор. Это убийство! Или суицид.

- Постой, вначале дослушай, потом перебивай. Этот парень мертв, но умер он, думаю, лет пятьдесят назад. Или даже больше. Поэтому срок давности, ну, вы же понимаете... Короче, умываю руки.

Петля на шее стала ключевой "уликой".
Петля на шее стала ключевой "уликой".

Инспектор Гаус как в воду глядел. Труп действительно был не свежий. Только не 50-летнего возраста, а примерно 2300-летнего. И вообще находку трудно было назвать трупом, потому что это была самая настоящая мумия, только не рукотворная, как в Египте, а естественная - тело несчастного предка датчан само собой мумифицировалось, благодаря химическим условиям болота.

Запахло археологической сенсацией.

И она случилась. Человека из Толлунда, как назвали находку, прибывшие специалисты аккуратно извлекли из трясины и отправили в Национальный музей Дании. За изучение мумии взялся светило - профессор Глоб. И ему удалось кое-что выяснить. В частности то, что жил этот "болотный человек" примерно в IV или V веках до нашей эры. На Ближнем Востоке и в Древней Греции в это время уже вовсю бурлила цивилизация, но что тогда, в "доримский железный век", творилось в Дании, совершенно непонятно. Даже неясно, кто тогда жил на Ютландском полуострове. Может, германцы, может, кельты, а, может, и кто-то еще. Попутно вспомнили, что подобные жутковатые находки уже, как минимум, дважды попадались в соседних болотах - в 1927-м и 1938-м годах. Тогда также из трясины доставали черные мумии, правда, документальных свидетельств о них не сохранилось и никто не вспомнил, куда они в итоге делись. Зато местные жители вспомнили другое: страшные байки, которые рассказывали старухи - о черных призраках из болот.

Однако байки - это, безусловно, интересно, но требовалось научное объяснение: кому принадлежала черная мумия из Толлунда. Увы, за несколько десятилетий в этом вопросе ученым сильно продвинутся не удалось. Хотя предположения появились. Например, археологи отмели версию, что это обычное захоронение. Дело в том, что варвары периода железного века, обитавшие в Германии и Дании, покойников обычно сжигали. А тут... Абсолютное целое тело, можно сказать, без следов насильственной смерти, если не считать, конечно, веревки на шее.

Сегодня мумия хранится в музее Силькеборга.
Сегодня мумия хранится в музее Силькеборга.

И так получилось, что именно эта веревка стала ключевой "уликой". Она позволила сделать вывод, что несчастного повесили, причем сделали это не в качестве наказания. Лицо казненного преступника было бы совсем иным, не таким спокойным и умиротворенным, как у человека из Толлунда. А над ним после смерти явно поработали - прикрыли веки, а телу придали позу спящего человека. Как будто прилег товарищ отдохнуть, да так и не проснулся.

Но зачем все эти манипуляции? На этот вопрос ученые отвечают так: "болотный человек" был ритуальной, причем, возможно, добровольной жертвой. Ранней весной и кельты, и германцы, и в свое время римляне устраивали обильные жертвоприношения богам, пытаясь выпросить у них богатый урожай, избавления от голода, войн и болезней. И жертвы могли быть совершенно разными. Могли быка приговорить к закланию, а могли и человека. Письменных свидетельств о человеческих жертвоприношениях у античных авторов хватает. Достаточно почитать Юлия Цезаря об обычаях галлов.

Поэтому картина могла выглядеть следующим образом. 2300 тысячи лет назад человека из Толлунда повесили, "поработали" над выражением его лица, над позой (чтобы боги были довольны), а затем поместили в болото, возможно, зная, что лежать он там будет долго и сохранится в первозданном виде. Ну, почти.

Впрочем, это только версия.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тайна мумии горы Сан-Педро

Невероятная история «убийцы без бровей»