Найти в Дзене
History by Инородец

Карл Гун и татарская деревня

Карл Гун (1831-1877) считается русским художником немецкого происхождения, родился в Прибалтике, умер в Швейцарии. Прожил всего 45 лет, но успел многое. В том числе оставил потрясающие рисунки, сделанные в татарских деревнях.

Одной из таких деревень стала Бердибяково Челны в Лаишевском уезде Казанской губернии. Художник там побывал в 1862 году.

Вид татарской деревни в 1862 году.
Вид татарской деревни в 1862 году.

Стоп!

С чего это вдруг Карл Гун начал рисовать татар? Неужели отправился специально искать восточную экзотику в Казанскую губернию? Конечно, нет.

Карл Гун приезжал несколько раз в соседнюю Вятскую губернию, в Елабугу. Он дружил с уроженцем этого уездного города, тоже художником, Иваном Шишкиным.

А по приглашению купца и, по совместительству Елабужского городского головы, Ивана Стахеева, Карл Федорович расписывал так же местный Покровский собор. Именно в этот период художник выезжал и в татарские деревни. В основном, это были крещено-татарские (кряшенские) аулы. Ведь сами Стахеевы поддерживали миссионерское Братство Св.Гурия.

-2

Так в работы К.Гуна попали и жители татарской деревни Бердибяково Челны Лаишевского уезда Казанской губернии (совр. Рыбно-Слободский р-н), где население было смешанным в религиозном плане: помимо мектеба при мечети там была и школа Братства Св.Гурия.

Бердибяково была известна еще со времен Казанского ханства.

В 1862 г. среди позировавших художнику татар был даже мулла Габдулвали Габдулкаримов с супругой Гайнидьямал Хусаюновой.

-3

А раз абыстай не стала прятаться, значит, можно и другим.

Ведь рисовал живописец, в основном, женщин. Их колоритный вид мало кого оставлял равнодушным, тем более потомка остзейских немцев в эпоху романтизированного увлечения Востоком.

Татарки из Бердибякова. 1862 год.
Татарки из Бердибякова. 1862 год.

Художника Карла Гуна заинтересовали даже украшения и наряды татарок. Так осталась прекрасная память о былой эпохе и людях.

Спустя несколько десятков лет татарки сменили эти украшения на более практичные варианты. Приближался рациональный ХХ век, менялась татарская деревня, и её жители.

-5