В интервью Раневскую спросили:
- А почему вы кочевали из театра в театр?
-Искала святое искусство, - ответила она.
- Нашли?
- Да, в Третьяковской галерее.
Кочевала актриса и по Москве: более 30 лет жила в коммуналках до переезда в высотку на Котельнической набережной. Своя квартира была долгожданной, но не стала любимой.
Диоген Георгиевич со Старопименовского
Фанни Фельдман, так на самом деле звали Фаину Раневскую, выросла в обеспеченной семье в большом доме в центре Таганрога. На прослушивания в московские театры «страшно самолюбивая и упрямая», как она говорила про себя, уехала в 19 лет, в 1915 году, без одобрения и финансовой поддержки отца.
В театры ее не взяли, а жизнь была дорогой. Подрабатывала в цирковой массовке, но денег хватало лишь на съемную комнатку – в прошлом лакейскую во флигеле бывшей усадьбы Гончаровых на углу Большой Никитской и Скарятинского. Здесь она оставалась, даже когда в 1930-х к ней пришел успех, связанный с постановками в Камерном театре у Таирова и фильмом «Подкидыш». В свою «лакейскую» она вернется и после эвакуации.
Заслуги актрисы государство оценило лишь в 1947 году после выхода комедий «Весна» и «Золушка», где Раневская сыграла так полюбившиеся зрителям роли домработницы и мачехи. Ей выделили собственную жилплощадь. В возрасте 52 лет Раневская переезжает и снова в коммуналку (в Старопименовский переулок д. 5/9).
Фаина Георгиевна сравнивала себя с Диогеном, который жил в бочке: комната была крохотная и такая темная, что свет приходилось постоянно оставлять включенным. Здесь умещались лишь кресло, столик с зеркалом, напротив окна – тахта и тумбочка.
В Старопименовском актриса прожила несколько лет. А собственную квартиру получила лишь в начале 1950-х годов, зато в доме на Котельнической.
Королевство на набережной
Сталинские высотки стали символами послевоенного триумфа. Дом на Котельнической с башенками и шпилями тогда казался делом рук нечеловеческих, особенно на контрасте с ветхими постройками вокруг. Раневская называла его Котельническим замком.
Дом строили и заселяли в два этапа. Первое боковое крыло вдоль Котельнической набережной было готово в 1947 году. Здесь получили квартиры с видом на реку сотрудники ГБ и военная элита. К 1952 году завершили еще два корпуса. В высотном выделили жилье ученым, а во втором боковом крыле вдоль Яузы – людям творческих профессий, в их числе и Раневской, которой к тому времени исполнилось уже 56 лет.
Актриса занимала квартиру высшей категории. За дубовой входной дверью начинался просторный холл с бронзовой люстрой. Везде наборный паркет, потолки выше трех метров с лепными карнизами. Комнат две: гостиная около 25 кв. метров и узкая длинная 18-метровая спальня.
Фаину, чей отец Гирша Фельдман владел магазином, доходным домом, фабрикой и пароходом, высокими потолками и заграничной сантехникой в ванной было не удивить. Да и дорожила она другим: с присущей ей сентиментальностью забрала с собой из Старопименовского бюстик Чехова, компанию которому составил гипсовый Пастернак. Рядом с посмертной маской Пушкина стены украсили акварели Вадима Рындина, мужа Галины Улановой. Супруги были немногими соседями по высотке, с кем общалась Фаина Георгиевна.
Нелюбимая квартира
«Королевство маловато, разгуляться мне негде», – говорила мачеха в исполнении Раневской в фильме «Золушка». На Котельнической развернуться было где, но «замок» актриса недолюбливала.
Во-первых, инфраструктура высотки обернулась сплошным беспокойством для актрисы. Все окна у Раневской выходили во двор, а квартира располагалась на втором этаже, прямо над служебными выходами из кинотеатра и булочной. От утренних разгрузок и вечерних сеансов ей не было покоя. Актриса шутила, что живет над хлебом и зрелищем. А днем актрисе мешал шум с детской и спортивной площадок во дворе.
Неудобства прибавляло и то, что до своего театра им. Моссовета ей было далеко идти пешком. Городским транспортом актриса не пользовалась из-за популярности, нанимала на автомобиль с водителем.
Но самым большим огорчением для Раневской, которая жила одна, стали совсем редкие встречи с ее ближайшей подругой и наставницей – актрисой Павлой Леонтьевной Вульф. Ее семья переехала из центра на запад Москвы, в район Хорошевки. Расстояние оказалось приличным для двух пожилых дам.
С Мальчиком на Патриаршие пруды
Актриса не скрывала желания уехать с Котельнической. Ждать перемен ей пришлось долго. Раневская прожила в доме на набережной в общей сложности порядка 20 лет.
Адрес она сменила лишь в 1973 году. Актрисе дали трехкомнатную квартиру на Патриарших, в Большом Палашевском переулке, д.3. Путь до театра теперь составлял всего 10 минут пешком, но на сцену Фаина Георгиевна, которой тогда было под 80, выходила редко. Сил хватало лишь на прогулки во дворе со своим любимым псом Мальчиком.
P.S. В отличие от Фаины Раневской, многие люди до сих пор стремятся стать обладателем квадратных метров в высотке на Котельнической. Мы же делали обзор такого жилья в статье «Где купить квартиру, чтобы она стала родовым гнездом для наследников».
Альтернативой высотке являются новые дома в этом районе, которых, надо заметить, немного. Но непосредственно напротив легендарной высотки, на другом берегу Москвы-реки, возводится клубный дом de luxe класса «Космо 4/22» от ГК «Галс-Девелопмент» (фото выше сделано с места строительства). Ближе познакомиться с проектом и изучить планировки можно на сайте застройщика.
Также на нашем канале вы можете прочитать:
Как «Икея»: премиальные бренды, которые можно найти в интерьерах любого элитного дома
Дороги поэтов ведут на Ордынку: где встретились Цветаева и Ахматова
Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту