Если Вы любите заниматься обустройством дома и следите за трендами в интерьерном дизайне, наверняка встречали ткань, где на кремовом фоне множество однотонных пасторальных романтических иллюстраций. Это и есть «Toile de Jouy» или в переводе с французского «Ткань из Жуи». Классическая французская набивная ткань 18-го века.
Спутать с другим стилем практически невозможно. Характерными особенностями Toile de Jouy являются рисунки, которые в классическом варианте представляют собой сцены из сельской жизни, а также один тон: черный, синий, красный.
Сегодня возможности, которые открываются последователям стиля, поистине безграничны. Немного истории Туаль де жуи, и Вы поймете, почему великие модные дома и дизайнеры интерьеров с мировым именем ищут в нем вдохновения. Расскажем, где сегодня можно найти современный Туаль, чтобы обустроить дом Вашей мечты.
Интересные факты из истории
Ткань из Жуи - относится к ткани из Жуи-ан-Жоза, городка недалеко от Парижа. В этом городе, удачно расположившемся близ Версаля, Кристоф-Филипп Оберкампф открыл первую фабрику по производству набивной ткани в 1760 году.
Оберкампф родился в семье потомственных красильщиков ткани, изучал искусство печати на ткани в Базеле и совершил прорыв в своем деле. Успех сложился, как нам кажется, из трех основных составляющих: запрет на ввоз индийских тканей, развитие техники и оригинальность рисунков.
Женщины любят запретные вещи
К середине 18 века моду захватили ткани, привезенные из Великой Индии. Это были тонкие хлопковые полотна, расписанные, вернее, окрашенные, восточными мастерами переливающимися красками. На ткани была вся флора Индии, сцены из поэзии или религии, эпизоды из Рамаяны, картины, взятые из жизни обычных торговцев и именитых принцев. Они были самыми красивыми. Купцы называли их персидскими.
Но дабы поощрить развитие местного ткачества, генеральный контролер финансов Клод Лепелетье издал нашумевший Эдикт 1686 года, которым не только запретил импорт индийских товаров, но и росчерком пера пресек "все фабрики, созданные в королевстве для окраски белой хлопчатобумажной ткани".
Настало время вышивных гобеленов, лионского шелка, бархата и брокара (парчи) с золотом и серебром.
Но будучи запретным плодом, мода на экзотику стала страстью женщин с хорошим вкусом. Никакие постановления, выносимые до 1750 года, не могли привести в чувство парижских и провинциальных женщин. Десятки сотен изъятых платьев сжигались на улицах из дня в день. Женщин осуждали за то, что они появлялись у своих окон в индийской одежде. Указ от 1717 года предусматривал наказание на галерах для любого человека, уличенного в том, что он ввез запрещенные ткани. Но строгости только усилили ажиотаж.
И уже через 100 лет благородный и величественный стиль Людовика XIV заменит изящный стиль Людовика XV, и воцарится рококо.
Роскошь требует изысканных тканей, достойных мадам Помпадур и мадам Дюбарри. Симметрия уступает место криволинейным формам, в почете ассиметрия. Министры уступили и 9 ноября 1759 года была разрешена свобода производства. Фабрики открылись по всей Франции, страсть к расписным тканям была подогрета до предела.
Технологии тоже развиваются
Когда была провозглашена свобода производства, Оберкампф уже год находился во Франции после ряда путешествий и стажировок, в результате которых он познакомился со всеми используемыми в то время процессами крашения и печати.
До 1760 года печатные разноцветные узоры на ткань наносились с помощью небольших деревянных брусков. Но к 1770 году благодаря медным цилиндрам стало возможным наносить тонко нарисованные репродукции живописных гравюр, сложные цветочные узоры с таким совершенством деталей и тонкостью исполнения, которого не могла достичь гравюра на дереве. Печать на меди позволяла создавать полотно с крупным повторяющимся рисунком, хотя только в одном цвете.
Да, один цвет – это не сознательная выдумка авторов. Метод печати допускал нанесение одного цвета для рисунка. Вот почему с самого начала он только черный, потом синий, коричневый, красный, фиолетовый.
Мотивы и темы
Фабрика за почти 100 лет с 1760 по 1812 напечатала более 30 тысяч мотивов и являлась основным производителем, но, к слову сказать, не единственным.
Цилиндрическая печать дала значительное увеличение производства. Шаблонов, которые были созданы первыми рисовальщиками фабрики, становилось недостаточно. В 1783 году, когда Оберкампф получил королевскую лицензию, он нанял парижского художника Жана-Батиста Юэ.
Популярность Туаль де Жуи во многом связана с вниманием художника к дизайну рисунков, так как они представляли собой вовлекающие воображение сюжеты.
Отвечая на всеобщий интерес к египетской цивилизации, вызванный экспедицией Бонапарта, Юэ разработал знаменитый узор «Памятники Египта»: чередующиеся сцены гавани Александрии с Домом консульства Франции, обелиск Клеопатры с руинами библиотеки, обелиск де ла Матаре с водами Нила, интерпретации других храмов и скульптур, фигуры людей и верблюды рассредоточены по решетчатой земле, украшенной стилизованными цветами лотоса. Мотивы взяты из гравюр по рисункам художника и путешественника Луи-Франсуа Кассаса.
А вот тоже один из самых известных сюжетов, производимых на фабрике в Оберкампфе, который содержит 14 сцен, рассказывающих о сложности процесса печати на текстиле.
Интересно, что для создания многих ранних туальных рисунков мастера часто использовали известные картины художников в качестве исходных материалов и вдохновения для своих проектов.
Сюжеты печатных полотен вдохновлены модными художниками, такими как Ватто, Ланкре, Фрагонар, Буше и многих других.
Мода менялась, менялся и Туаль де Жуи. Полотна рассказывали тысячи новых историй: изображения военных баталий и сюжеты, взятые из литературы и произведений искусства.
Во Франции Туаль де Жуи стал общепринятым общим названием стиля в ткани и в интерьере, а в большинстве англоязычных стран стиль был сокращен до слова toile. Вот почему Вы можете встретить оба названия, по сути означающих одно и то же.
Современный Туаль
К середине 19 века мода на Туаль де Жуи угасла, а в 1843 году производство остановилось. Но поскольку Toile развивается вместе с популярными тенденциями в искусстве и моде, он остался таким же актуальным сегодня, как и столетия назад.
Вы можете присмотреться к сегодняшним коллекциям обоев на сайтах интернет-магазинов: euro-oboi.com, eparket.com, lative-oboi.ru, oboinasteny.su, market-777.ru, oboi-store.ru, vini-pol.ru, oboi-ma.ru и очень много других. Здесь множество коллекций из различных стран в разных ценовых категориях. Безусловно, сроки доставки сегодня увеличены, но нам несколько раз попадались достойные варианты.
Есть очень много портьерных и мебельных тканей в этом стиле на сайтах интернет-магазинов: organza.ru, drapeshop.ru, abajur-shop.ru и многих других.
Мы с удовольствием подскажем, если Вы расскажите, какой именно Туаль интересует.
Мы об этом стиле знаем почти все. Наши первые работы в декоративных подушках и платках были результатом переосмысления именно этого стиля. Ведь он рассказывает истории, он меняется вместе с нашей жизнью и нашими ценностями, он ассиметричен, как все наши принты.
В нашем магазинчике есть: скатерти, столовые дорожки, декоративные подушки. А наши принты могут быть использованы для обивки мебели или печати обоев.
Туаль де Жуи — находка для тех, кто ценит легкую непринужденность и изящество с французским оттенком. Попробуйте примерить столовое белье или декоративные туалевские подушки к своему дому.