17 июля наш «Финвал» неспешно шел вниз по Хатанге. Некуда торопиться - в середине Хатангского залива стоит плотное поле битого льда. Погода - «полярная классика» – пронизывающий встречный северный ветер, пасмурно, промозгло. Благостный контраст ей - цветочное разнотравье на берегу, к которому мы причалили на обед.
А еще – огромные стволы окаменевшего дерева среди развалов пирита…
Поели, отдохнули и, в расслабленном виде, начали отходить от берега. Результат – почти все набрали воды в болотники. Теперь есть чем занятья вечером: то ли у печурки в тримаране сушиться, то ли у костра суетиться (если дождик кончится).
Одежда влажная, ветер, морось. Не удивительно, что этой ночью все замерзли.
18 июля дошли до последнего жилого поселка на нашем пути – Сындасско. Не успели причалить, как на берегу появилось человек пятнадцать.
Оказалось, что тут почти все жители поселка. Остальные сейчас живут на оленеводческих точках.
Пока мы общались на берегу. Михаил сбегал в посёлок. Вернулся он со счастливой улыбкой, обнимая белый свёрток – невыделанную шкуру оленя. «Вот теперь мне точно будет тепло», - приговаривал Миша, расстилая приобретение поверх ижевских карематов в каюте. Запомните момент, у этой истории есть продолжение)).
Сындасско - последний (самый северный) жилой поселок на нашем пути. Дальше - лишь безмолвная Арктика.
Вторая половина дня сопровождалась порывами северного ветра с моросью и не располагала к съемкам.
Только утром, 19 июля, стало ясно и тепло. Солнце в Арктике греет жарко: по ощущениям + 18, по факту +9. Однако, стоит попасть в тень – сразу хочется одеть фуфайку)). Под слепящим светилом мы пробежали поперёк залива Кожевенный и встали на обед у развалин поселка Косистый.
С 1939 года здесь располагалась рота ПВО и действовал вспомогательный аэродром с грунтовой взлетной полосой. Секретный поселок в документах проходил под названием «Москва-279». После развала СССР Косистый забросили и вычеркнули из списка жилых поселений.
20 июля Солнечный и теплый для Арктики денек вселяет надежды на удачу, но чем севернее мы идем, тем льда больше.
Берег теперь полностью закрыт остатками припая. А плавучие льды все сплоченней.
Изначально, в наши планы входило дойти до восточной части Оленекского залива и, сделав петлю через удаленный остров Песчаный, вернуться в Хатангу.
Но сегодня повернуть на восток нам не удалось – слишком много льда.
На ночь остановились на западном берегу полуострова Хара-Тумус.
21 июля северо-восточный ветер только усилился. Прошли всего 30 км вдоль берега и опять встали. Лед набился в пролив между островом Большой Бегичев и полуостровом Урюнг-Тумус. И не говорите: «Куда ж вы на такой посудине!» Навигация в Хатанге из-за ледовой обстановки началась лишь в конце августа. До этого ни одно судно не вышло в Хатангский залив. А мы прошли… Вот так-то.
Однако, к 22 июля стало понятно, что сейчас единственный вариант продвижения – остров Большой Бегичев. Пойдем на него, а там, глядишь, и ветер сменится…
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Важно: если вам понравилась статья и вы хотите, чтобы Дзен показывал вам другие мои рассказы, не забывайте поставить лайк или написать комментарий.
Предыдущие части повествования:
Возможно, вам также будет интересно: