Помните, как в конце марта президент РФ объявил о принудительном переводе расчетов за газ с "недружественными" странами в рубли? Сколько тогда ажиотажа было вокруг этой новости, она была темой №1 во всех федеральных СМИ, как минимум, пару недель, а всевозможные чииновники и эксперты в один голос твердили, как это замечательно и здорово, и сколько всего хорошего принесет нашей экономике.
СМИ наперебой называли решение "историческим", способным "не только создать финансовый суверенитет страны, но и приблизиться к полной дедолларизации экономики".
Я тогда был одним из немногих, кто не обрадовался такому решению, и не увидел в нем какого-то экономического смысла, наоборот, написал, что оно может привести лишь к потере огромных рынков сбыта, которые с таким трудом завоевывались годами.
Чем, разумеется, вызвал большой шквал негативных комментариев, потому как идея активно продвигалась в массы не только через СМИ, но и через соцсети, блогосервисы. Эта статья, наверное, стала ТОПовой в текущем году по количеству полученных негативных отзывов. Они валом сыпались туда просто ниоткуда, с нигде ранее не встречающихся мне аккаунтов, не являющихся моими подписчиками. Сейчас, после того как мои выводы во многом сбылись, перечитывать там комментарии особенно интересно.
Ведь уже буквально спустя неделю ранее крупнейшие потребители российского газа стали один за другим отказываться от него.
А объемы, экспортируемые Газпромом, до сих пор снижаются с каждым месяцев, скоро газ уже будет буквально некуда девать.
Но сейчас я хочу поговорить не о газе, а обо всех остальных товарах, которые экспортирует Россия. В первую очередь это, конечно же, другие виды сырья и продукция его первичной переработки. Например, нефть, нефтепродукты, уголь, металлы, удобрения, зерно и т.д.
Потому как тогда, в марте, на волне всеобщей радости от решения продавать газ "за рубли", было анонсировано, что и другие российские товары тоже уже вот-вот начнут продаваться "за рубли", газ - это лишь "первая ласточка".
Об этом заявляли самые высокопоставленные чиновники. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин. "России стоит расширить список экспортируемых за рубли товаров...", - заявил он, назвав конкретные позиции: уголь, нефть, лес, зерно, масло и удобрения.
"Правительство уже работает над этим вопросом", - прокомментировал тему пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Чиновникам тогда вторили многочисленные финансовые эксперты.
И вот, прошло уже более полугода, разговоры об этом поутихли, и можно констатировать, что никакие другие товары принудительно экспортировать "за рубли" Россия так и не начала.
Я беру "за рубли" в кавычки, потому как речь идет именно о введенной президентским указом в марте схеме, по которой ряду европейских стран продолжает поставляться российский газ. Поскольку вскоре выяснилось, что принципиально ничего не изменилось - в Россию также приходит валюта (доллары, евро), которая уже внутри страны принудительно конвертируется в рубли, направляемые в счет оплаты.
Подобная оплата по схеме "за рубли или никак" до сих пор не применяется, и уже вряд ли будет применяться к любым другим видам экспорта, кроме газового. Конечно, вообще, в принципе, Россия продает кому-то какие-то товары за рубли, но это касается добровольных и взаимных схем перехода на расчеты в национальных валютах, и не касается западных "недружественных" стран. Такие схемы применяются, например, при торговле с Турцией и постсоветским странами.
Почему же западным странам Россия не может навязать оплату рублями за любые другие товары кроме газа? Я вижу две причины этому.
Первая причина заключается в том, что газ стал тем товаром, по которому зависимость Европы от российского импорта по состоянию на начало 2022 года была максимальной. Это результат многолетней целенаправленной политики, проводимой Россией в этом направлении. Поэтому только по газу Россия имела возможность выставлять настолько ультимативные требования.
Даже по нефти зависимость европейских стран от российского импорта заметно ниже. А по остальным товарам - тем более. Поэтому диктовать свои условия по ним было бы гораздо сложнее. А отказов их принимать - гораздо больше.
Вторая причина носит другой характер и заключается в результатах, к которым привел перевод газовых расчетов "в рубли". Это чрезмерное укрепление рубля, невыгодное российской экономике и российскому бюджету. Такое укрепление произошло по ряду причин, но расчеты за газ "в рублях" - одна из них. Потому как 100% валютной выручки переводится в рубли, что, соответственно, снижает ценность валюты и повышает ценность рублей. А газ в отдельные месяцы 2022 года стал ТОПовым экспортным товаром, благодаря росту его цены.
Такая ситуация невыгодна ни Газпрому (ведь в рублях, необходимых на оплату расходов внутри страны, он получает намного меньше денег), ни бюджету (ведь в рублях он получает меньше налогов и экспортных пошлин). Таким образом, в правительстве наверняка подумали о том, что решение было не очень-то выгодным, но поскольку его объявил лично президент, и оно подавалось в СМИ с огромным пафосом, публично признать это никто не решился. Просто дальнейшее продвижение "рублевой схемы оплаты" тихо приостановили.
Еще раз подчеркиваю, что это касается именно схемы оплаты за газ, а не взаимного перехода в расчеты национальными валютами с другими странами, не являющимися "недружественными" по российскому законодательству.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!