Найти в Дзене
Электромозг

У России проблемы не с деньгами, а со специалистами!

В прошлый раз я опубликовал статью «У России нет проблем с деньгами, у неё их немерено!», в которой я крупными штрихами показал, что у России не может быть проблем с деньгами. Вообще, какие проблемы с деньгами могут быть у большой страны, которой не нужно закупать ресурсы за рубежом? При грамотной архитектуре экономики — никаких!

Теоретически, в своём пределе такая страна легко может быть самодостаточной. Разумеется, имея возможность что-то продавать наружу, эта страна может и покупать на ту же сумму товары и технологии, на производство которых у страны не будет хватать населения.

У России 150 миллионов населения и куча пока продаваемых за рубеж ресурсов. В такой конфигурации грамотно сконструированная экономика становится вообще неубиваемой. Но ключом к такой неубиваемости является именно специалист, способный разрабатывать и производить товар.

Замечу, что несмотря на наличие специалистов, «самодостаточная» экономика СССР, которая на самом деле даже была не совсем самодостаточная, а включала в себя внешнюю торговлю со странами соцлагеря, и не только, всё же чувствовала себя не очень хорошо, и этому есть объяснения.

К концу существования СССР (как было раньше — не знаю, поскольку я застал страну только с 1970-го года) отсутствие частного промышленного предпринимательства на низовом и среднем уровнях приводило к дефицитам, низкому качеству и недостаточно широкой номенклатуре бытовых товаров. Думаю, частично проблему могла решить цифровизация Госплана, но в то время для этого не было достаточно удобных для такой работы вычислительных машин.

Другим фактором неэффективности экономики позднего СССР, на мой взгляд, является забюрокраченность и раздутие штата сотрудников предприятий. Эти явления со временем происходит в любой организации, и периодически требуются сокращения (чего я не припомню в СССР) и своевременный пересмотр нормативных документов в направлении повышения эффективности работы.

Чисто социалистический тип промышленности этому не способствовал и эффективность если и повышалась, то исключительно за счёт устранения т.н. «архитектурных излишеств» в выпускаемой продукции, приводящего к примитивизации дизайна и снижению других потребительских качеств товаров.

В то же время, Госплан и социалистический тип экономики позволял решать крупные задачи, такие, как строительство объектов энергетики, создание с нуля атомного и космического проектов. Недаром сегодня для ведения таких вещей организованы огромные госкорпорации, находящиеся под централизованным управлением достаточно авторитарной власти. Кстати сказать, похожий тип управления крупными проектами по-своему реализован и в США.

В наше же время наиболее эффективной мне видится гибридная экономика, которая у нас как-раз сегодня фактически и складывается вне зависимости от того, как её называть. Но чтобы она эффективно работала в условиях жёсткой конкуренции с западным миром, она всё равно должна опираться на собственную промышленность.

Смысл в том, чтобы все ключевые товары, необходимые для полноценного функционирования государства, и производство которых нельзя оперативно начать с нуля, производить внутри страны. Иметь все соответствующие технологии и науку. Если останется людской ресурс — производить и всё остальное. На что людского ресурса не останется — закупать за рубежом (доллары для этого мы получаем за продаваемые ресурсы, экспортируемую военную технику и т.п.).

И вот тут у России возникает проблема — последние 30 лет страна жила в режиме глобализованного мира, выполняя функцию бензоколонки, а всё остальное закупая за рубежом. Естественно, в таком режиме собственные деньги практически теряют свой смысл, и поэтому рубль по сути стал локальной реинкарнацией доллара.

Одновременно пропала необходимость в специалистах почти везде. На плаву чудом осталась атомная отрасль (видимо, её просто побоялись трогать) и нефтегазодобыча. Да и то оборудование для этих отраслей покупалось за рубежом. Рядом мелкими шажками пытался поспевать и космос. Всё остальное просто как отрезало.

Появилось огромное количество менеджеров, юристов и экономистов, причём их обучали настолько массово, что уровень планки вхождения в эти профессии оказался чрезвычайно низок. Расплодилось огромное количество профессионалов-бездарностей.

Рядом мелкими шажками размывались и программисты. Однако благодаря возможности дистанционной работы часть программистов всё же держала свою планку за счёт работы в иностранных проектах, однако звено уровня архитекторов программного обеспечения практически исчезло. Самостоятельно организовывать крупные проекты уровня операционных систем и чуть ниже сегодня просто некому. Остались только те, кто могли худо-бедно форкать и допиливать чужие открытые проекты.

А вот электронщиков, которые могли бы самостоятельно разводить IP-блоки процессоров, у нас практически не возникло. Почти не осталось инженеров, способных разрабатывать станкостроение. Ну и, конечно, нет грамотных руководителей, которые могли бы компетентно организовывать такую работу.

России сейчас архиважно возродить собственную микроэлектронику. Для этого надо не только уметь разрабатывать электронную компонентную базу, но и разрабатывать и производить соответствующее оборудование. Например, те же самые литографы и остальные установки травления, осаждения и т.п. для производства микропроцессоров. А специалистов нет.

-2

Единственное, что у нас сохранилось — это некоторые научные разработки, которые первое время велись на заказ в интересах иностранных компаний, и лишь в последние годы были заметно профинансированы государством. Но когда окончатся все эти НИОКРы, понадобится много специалистов для создания уже промышленных установок, а они у нас есть?

Да, обучение студентов по соответствующим специальностям ведётся, но чтобы молодой специалист стал полноценным полезным работником, тоже нужно время, и не только время, но и более опытный наставник. Так что, как ни крути, а завозить иностранных специалистов нам всё же придётся.

Исходя из всего вышесказанного, действительно трудно предположить, чтобы массовое производство микропроцессоров на нашем оборудовании хотя бы по нормам 28 нм началось ранее 2030-го года. Не говоря уж о 7 нм и более тонких техпроцессах.

Но, очевидно, что такая фабрика нам нужна раньше. Поэтому самым логичным было бы каким-то образом заинтересовать какую-нибудь наиболее продвинувшуюся в этом вопросе континентальную китайскую компанию в совместной разработке такого литографа. Сложить наши наработки, которые есть, с наработками китайских товарищей. Я бы вообще организовал бы отдельное СП с юридически непрозрачной связью с конкретным китайским разработчиком чтобы вывести его из под возможного санкционного удара.

И опять повторю мысль, уже высказанную мной где-то полгода назад. У меня есть стойкое ощущение, что такое СП всё таки существует, как существует и некая схема производства российских процессоров в Китае. По крайней мере, это было бы очень логично. А вы как думаете? ;-)

Поставьте нравлик, подпишитесь на канал и жду вашего видения проблемы в комментариях! Пока! :-)