90-е годы вырастили огромную плеяду программистов. Ведь из модных тогда направлений у нас были в основном только экономисты, юристы да программисты. Оно и понятно — в экономисты и юристы шли те, кто хотели своровать и не сесть, а в программисты — все остальные, кому мозгов на это хватало, потому что для этой сферы деятельности кроме компьютера никаких средств производства больше и не нужно было. Вот и сидели прыщавые подростки за компами, вырастая к нулевым и десятым годам в айтишников разной степени квалификации.
В то время в обществе про микроэлектронику никто не говорил. Какая микроэлектроника, если вся российская промышленность была пущена под нож. На слуху было исключительно программирование. При этом в целом подразумевалось программирование под закупаемые за рубежом процессоры Intel (AMD, Cyrix) с системой команд x86. И это было привычно и само собой подразумевалось. Всё железо априори закупалось за бугром, и все понимали, что теперь так будет всегда. Промышленность России была в упадке, а глобализация на подъёме, и вся «компьютерная» отрасль представляла собой исключительно IT-сектор, то есть, программистов и системных администраторов.
Я пишу это для того, чтобы вы представили себе ту среду, в которой формировались нынешние управленцы, включая и Мишустина. Программисты и сисадмины формировали собой всё, что имело отношение к компьютерам. Ни о каком собственном «железе» даже и в мыслях ни у кого не было, а робкие попытки прошивать материнские платы русскоязычным БИОС'ом встречались кривыми ухмылками. Я это всё знаю изнутри, потому как в те годы сам плотно варился в этой среде.
Думаю, что в связи с тем, что про создание своего «железа» для компьютеров тогда в обществе никто по серьёзному и не задумывался, в мозгах наших формирующихся в то время управленцев не сложилось к настоящему моменту правильное представление о важности этого направления. Почему я так думаю? Потому что вижу относительно серьезные усилия по раскрутке IT-отрасли, но не вижу сравнимых усилий по развитию разработки и производства своего железа, тогда как это намного более сложный процесс, требующий намного большего количества ресурсов. Но их не видно!
Справедливости ради стоит отметить, что в последние несколько дней, возможно, до властей что-то стало доходить. Сначала Мишустин 31 августа 2022 года сказал:
В первом полугодии мы провели стратегическую сессию, определили перспективный облик электронной промышленности, обозначили совершенно конкретные цели и задачи их достижения. Отрасль будет получать беспрецедентное финансирование, причем оно длинное — на восемь лет мы сделали планы.
Но вопрос пока ещё остаётся в объёме этого финансирования.
Сейчас нужно активнее развивать собственное профильное электронное машиностроение, производство технологического, вспомогательного оборудования, компонентов, в том числе через стимулирование спроса на микроэлектронную продукцию.
А почему развивать надо именно сейчас? Почему не раньше? Почему хотя бы не пару лет назад, когда выделили некоторые деньги, а потом вдруг забрали назад выигранный МЦСТ тендер на создание микропроцессора «Эльбрус 32С», и профинансировали его снова только спустя год, и то с подачи министерства обороны?
Предстоит большая совместная работа государства, бизнеса, научного сообщества, прежде всего — по созданию наукоемких продуктов, услуг и обеспечению конкурентоспособности нашей страны в сфере высоких технологий.
Так эту работу надо было начинать десятилетия назад, а лучше было бы её не прекращать, но что уж теперь говорить. Хорошо, что хотя бы сейчас осенило, слава санкциям животворящим. Вот только поэтому и нужны были санкции — чтобы перестроить мозги руководства, а затем и структуру экономики, и превратить страну-бензоколонку, зависящую от прихоти половины мира, в страну, санкции против которой вводить было бы просто бессмысленно даже с точки зрения наших вечных геополитических противников.
И вот совсем уже на днях появилась новая информация о конкретных суммах конкретному предприятию. Свершилось таки! Зеленоградский «Микрон», против которого, кстати, в СМИ недавно начали раскручивать негативную кампанию, справедливость которой я поставил под сомнение в своей прошлой статье, получит 7 млрд рублей от Фонда развития промышленности (ФРП). ВЭБ.РФ одобрил выделение «Микрону» кредитной линии в 7 млрд рублей на десять лет. Выделение средств планируется под залог производственного оборудования.
Выделенные средства пойдут на масштабирование производства. При этом оборудование для новых линий (установки травления, осаждения и фотолитографы) «Микрон» планирует закупать на вторичном рынке.
Да, 7 миллиардов — сравнительно неплохая сумма. Но только для предприятия IT-отрасли. Но не для организации производства чипов. Очевидно, власти обратили внимание на »железо», но мыслят ещё в категориях «софта».
«Микрону» необходимо не только масштабирование производственных линий 130-90 нм, но и осваивание новых техпроцессов (не только экономичных, но и высокочастотных) в рамках хотя бы этих норм, а также дорогостоящие экспериментальные работы, например, по использованию конструкций элементов новых технологических норм, которые могли бы использоваться на старых для повышения их эффективности, о чём я писал некоторое время назад. Ну или проводить другие работы в этой сфере. Ну нельзя же просто так сидеть сложа руки, и ждать готовых стандартизированных решений от мирового научного сообщества. Надо и самим биться, тем более, что нам это нужно сейчас больше, чем другим.
Я всё-таки надеюсь, что осознание большей важности «железа», чем «софта», который так или иначе напишут, ибо для этого ничего кроме головы не нужно, всё таки придёт нашему руководству. А «софт»... ну, покочевряжатся наши программисты, покопипастят и «допилят» опенсорсы на первое время, а там, глядишь, и сами думать научатся. А вот будет ли техника, для которой этот «софт» они будут писать — вопрос первоочередной и как никогда актуальный.
А на сегодня пока всё. Обязательно подпишитесь на мой канал! Поставьте нравлик и изложите свои мысли в комментариях. Пока! :-)