Помню, что в кинотеатр шел с опаской. Ибо дважды пытался осилить "Город грехов" Фрэнка Миллера, и оба раза терпел поражение, вынесенный с поля боя на крепком щите глубокого сна. Но "300" я смотрел в кинозале, и хоровое блокбастерное пение, громкие крики тыкающих друг друга копьями и мечами бойцов, лязг бронзы и железа не дали мне уснуть. Хотя закадровый голос делал всё, чтобы я повесил нос и забылся.
Этот монотонно-рокочущий закадровый голос, объясняющий беспрерывно, куда спартанцы идут сражаться, зачем, за что, — самое худшее, что может быть в художественном фильме. Если бы Хичкок дожил до наших дней, его бы подвела даже знаменитая британская выдержка. Он бы хлопнул кепкой о колено и воскликнул: "Да они рехнулись!" Мэтр избегал в своих фильмах лишней болтовни даже между персонажами, ибо считал, что обо всем должно сообщать изображение, а Зак Снайдер и Фрэнк Миллер на протяжении двух часов сыпят комментариями по поводу своего, скажем прямо, в высшей степени незамысловатого сюжета. Эти комментарии, по образу и подобию парового молота, должны вбить в голову отупевшего от пива и попкорна зрителя всё величие подвига спартанцев. А и то верно: зритель не чувствует реальности Подвига — уж слишком эстецкую, глазированно-гламуризованную, комиксоидную и фантастическую картинку преподносит ему экран.
Так-то, конечно, графика в этом костюмно-сиджиайном боевике на высоте. Ничего сверхъестественного, но — классно. Если не считать, конечно, тощего волчару, словно сбежавшего из "Американского оборотня в Лондоне". В жертву картинке был принесен даже драйв: удивительно, но "300 спартанцев" довольно медленны по темпу. Другой боевик на историческую тему, "Апокалипсис" Мела Гибсона, по сравнению со "Спартанцами" выглядит как Ахиллес по сравнению с черепахой!
Нынче "300 спартанцев", благодаря своей утрированности, а следовательно, сказочной иносказательности, воспринимается как актуальное политическое кино. Притча! Разумеется, персы под предводительством Ксеркса символизируют мусульманский восток (а также мусульманскую северную Африку, — отсюда и негры). 300 отважных героев противостоят исламу. Представитель западной цивилизации, спартанский царь Леонид, прямо говорит своим воинам: мы должны принять бой за свободу и разум. Мы должны задать жару этим "варварам".
Конечно, военно-тактические (технические) достижения Греции (Америки) пока более высоки, чем научные достижения персов (Ирана) (и, уж разумеется, варваров нельзя допускать к такой страшной силе, как ядерное оружие). Однако в коллективном разуме "просвещенного" запада немало сумерек и мракобесия. Поэтому незнакомый, чужой и враждебный восток принимает в массовой культуре (доступной и понятной каждому болвану), представителем коей является фильм, форму фантастическую, гротескную, кино-литературно-архетипическую: на крохотный отряд спартанцев (кстати, ни разу я не смог насчитать хотя бы сотни спартанцев — в кадр неизменно попадало максимум несколько десятков) лезут тролли, гоблины и орки.
Самая грозная сила — "бессмертные", жестокие бойцы, носящие серебряные маски. Очередной закадровый комментарий сообщает, что эти бойцы сотни миллиардов лет находились в повиновении Ксеркса, он их чморил, гнобил, и они превратились в роботов-гвардейцев, беспрекословно исполняющих любой приказ хозяина, с готовностью идущих ради него на смерть (бессмертные — суть те же смертники, обретающие бессмертие на полях сражений с неверными). В данном случае "бессмертные" — безусловно мусульманские женщины, серебряные маски — их хиджабы, а гвардия — это ни что иное, как гарем. Проведя сотни лет в паранджах, женщины потеряли румяный цвет лица и отрастили клыки. Очень хочется увидеть эти лица ("покажи личико, Гюльчитай")... и действительно, один из спартанцев сшибает чачвану с поверженного врага. Действительно: клыки.
Прорицательская беседка на вершине горы являет собой современную западную христианскую церковь, беспомощную, бесполезную, бессмысленную, сдавшую все рубежи, существующую лишь в качестве красивого символа. Отказываясь замечать исходящую с востока угрозу, жрецы утоляют свои страстишки. Вместо того, чтоб поднять паству на борьбу с врагами, они трахают юных красоток (а современные пасторы тратят силы на длительные прения о запрете/разрешении однополых браков среди священников), да собирают пожертвования с людей, которые посещают храм не из глубокой веры, но лишь по традиции — ровно как царь Леонид. Предсказания этих уродов имеют огромную ценность.
- О, жрецы, каков будет исход битвы?
- А сколько вас будет?
- Триста.
- А их?
- Мульён!
- Тут надо посчитать на калькуляторе...
(Пока жрецы считают на калькуляторе, зрителю показывают стрип-шоу)
Подлец Терон из совета Спарты, выступающий за сдачу города врагу, является не Иудой-христопродавцом, а дипломатом-подонком, "который вступает в переговоры с террористами". На него был нацелен и достигает успеха второй фронт наступления ислама. Как известно, ислам борется с неверными двумя основными способами: либо мечом, либо подкупом. Сам же совет представлен сборищем старых безвольных дебилов-гуманистов, которые даже не в курсе, что происходит в их городе, и что кто-то пошел на войну и проливает за свободу кровь.
300 спартанцев терпят поражение, но подают пример всему "свободному миру". С исламом надо биться насмерть. Иначе персы (мусульмане) не остановятся до тех пор, пока не подомнут под себя весь демократический мир. И тогда все бабы будут ходить в пенджабах, а те, кто гордо отвергнет ислам и величайшего из людей, пророка Мухаммеда ("богоподобного" Ксеркса), — станут рабами правоверных.
Компания "Уорнер бразерз" сделала агитационное кино. К нему не придерешься, не подашь иск "за оскорбление религиозных чувств". Фильм основан на исторических фактах (были персы? - были. Был Ксеркс? - был) , так к к нему и с другой стороны не придерешься: Снайдер с Миллером громогласно открещивались во время рекламной кампании от любой достоверности и прочей правдоподобности своего детища.
Наступают новые времена, интересная начинается история...
Оценка: 4,5 из 10.
Режиссер: Зак Снайдер.
Сценарий: Зак Шнайдер, Курт Джонстад и Майкл Гордон по графической новелле Фрэнка Миллера и Линн Варли.
В главных ролях: Джерард Батлер, Лина Хэди.
В ролях: Майкл Фассбендер, Доминик Вэст, Дэвин Вэнхам, Винсент Риган.
Интересные факты о фильме:
- Фильм снят по графической новелле Фрэнка Миллера, представляющей собой фантазию на тему битвы при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Ни новелла, ни фильм не претендуют на историческую достоверность (Зак Снайдер в одном из интервью сказал, что помимо прочего даже техника боя спартанцев была сильно изменена, "чтобы смотрелось круто").
- На создание комикса Фрэнка Миллера вдохновил фильмом "300 спартанцев" 1962 года, который он посмотрел в детстве. Его представления о героях и героизме сильно изменились под воздействием жертвы спартанцев.
- В оригинальной графической новелле все спартанцы были с обнажёнными животами и грудью, так что всем актёрам, игравшим стартанцев, пришлось побрить грудь, и провести около 6 недель физической подготовки, чтоб вместо пивного брюшка были кубики пресса.
- Фильм был снят за 60 дней.
Фильм почти целиком был снят в Монреале на зелёном и синем фоне; лишь два съёмочных дня были проведены в Лос-Анжелесе, где на натуре снималось приближение лошадей к Спарте. Фон для съёмок был в 90 процентах дублей синим, и лишь в 10 процентах — классическим залёным. Синий был выбран, потому что, во-первых, он не такой яркий, что лучше вписывалось в графическую парадигму фильма, а во-вторых, красные одежды спартанцев на нём лучше смотрелись.
- Эстеты, блин.
- Пост-продакшн продолжался почти год. В качестве рабочих использовались программы семейства Avid, но HD cut также делался в Final Cut Pro. Изображения в 3D делались с использованием Maya, XSI, и Lightwave. Композиции 2D делались в Shake, Inferno, Fusion и Combustion. Разработчики предпочитали платформу Macintosh, но значительная часть картины делалась на Linux. Цвет делался посредством Truelight software. Большая часть картины снималась на высокой скорости, от 50 до 150 кадров в секунду (при норме в 24), и потом перегонялась в HD SR плёнку и формат quicktime, а HD quicktimes стали базой для HD preview cuts.
- В фильме 1500 дублей, из них в 1300 присутствуют компьютерные визуальные эффекты.
- Разработка компьютерных визуальных эффектов велась разными людьми и компаниями, разбросанными по трём континентам.
См. также: