Найти в Дзене
Владимир Гордеев

300 спартанцев (2007, США, костюмный боевик): Это Спарта-а-а! Привет из-за лужи родине ислама

Помню, что в кинотеатр шел с опаской. Ибо дважды пытался осилить "Город грехов" Фрэнка Миллера, и оба раза терпел поражение, вынесенный с поля боя на крепком щите глубокого сна. Но "300" я смотрел в кинозале, и хоровое блокбастерное пение, громкие крики тыкающих друг друга копьями и мечами бойцов, лязг бронзы и железа не дали мне уснуть. Хотя закадровый голос делал всё, чтобы я повесил нос и забылся. Этот монотонно-рокочущий закадровый голос, объясняющий беспрерывно, куда спартанцы идут сражаться, зачем, за что, — самое худшее, что может быть в художественном фильме. Если бы Хичкок дожил до наших дней, его бы подвела даже знаменитая британская выдержка. Он бы хлопнул кепкой о колено и воскликнул: "Да они рехнулись!" Мэтр избегал в своих фильмах лишней болтовни даже между персонажами, ибо считал, что обо всем должно сообщать изображение, а Зак Снайдер и Фрэнк Миллер на протяжении двух часов сыпят комментариями по поводу своего, скажем прямо, в высшей степени незамысловатого сюжета. Эти

Помню, что в кинотеатр шел с опаской. Ибо дважды пытался осилить "Город грехов" Фрэнка Миллера, и оба раза терпел поражение, вынесенный с поля боя на крепком щите глубокого сна. Но "300" я смотрел в кинозале, и хоровое блокбастерное пение, громкие крики тыкающих друг друга копьями и мечами бойцов, лязг бронзы и железа не дали мне уснуть. Хотя закадровый голос делал всё, чтобы я повесил нос и забылся.

Этот монотонно-рокочущий закадровый голос, объясняющий беспрерывно, куда спартанцы идут сражаться, зачем, за что, — самое худшее, что может быть в художественном фильме. Если бы Хичкок дожил до наших дней, его бы подвела даже знаменитая британская выдержка. Он бы хлопнул кепкой о колено и воскликнул: "Да они рехнулись!" Мэтр избегал в своих фильмах лишней болтовни даже между персонажами, ибо считал, что обо всем должно сообщать изображение, а Зак Снайдер и Фрэнк Миллер на протяжении двух часов сыпят комментариями по поводу своего, скажем прямо, в высшей степени незамысловатого сюжета. Эти комментарии, по образу и подобию парового молота, должны вбить в голову отупевшего от пива и попкорна зрителя всё величие подвига спартанцев. А и то верно: зритель не чувствует реальности Подвига — уж слишком эстецкую, глазированно-гламуризованную, комиксоидную и фантастическую картинку преподносит ему экран.

Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)

Так-то, конечно, графика в этом костюмно-сиджиайном боевике на высоте. Ничего сверхъестественного, но — классно. Если не считать, конечно, тощего волчару, словно сбежавшего из "Американского оборотня в Лондоне". В жертву картинке был принесен даже драйв: удивительно, но "300 спартанцев" довольно медленны по темпу. Другой боевик на историческую тему, "Апокалипсис" Мела Гибсона, по сравнению со "Спартанцами" выглядит как Ахиллес по сравнению с черепахой!

Апокалипсис (2006, США, исторический / приключенческий): Умри!
Владимир Гордеев16 декабря 2022

Нынче "300 спартанцев", благодаря своей утрированности, а следовательно, сказочной иносказательности, воспринимается как актуальное политическое кино. Притча! Разумеется, персы под предводительством Ксеркса символизируют мусульманский восток (а также мусульманскую северную Африку, — отсюда и негры). 300 отважных героев противостоят исламу. Представитель западной цивилизации, спартанский царь Леонид, прямо говорит своим воинам: мы должны принять бой за свободу и разум. Мы должны задать жару этим "варварам".

Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)

Конечно, военно-тактические (технические) достижения Греции (Америки) пока более высоки, чем научные достижения персов (Ирана) (и, уж разумеется, варваров нельзя допускать к такой страшной силе, как ядерное оружие). Однако в коллективном разуме "просвещенного" запада немало сумерек и мракобесия. Поэтому незнакомый, чужой и враждебный восток принимает в массовой культуре (доступной и понятной каждому болвану), представителем коей является фильм, форму фантастическую, гротескную, кино-литературно-архетипическую: на крохотный отряд спартанцев (кстати, ни разу я не смог насчитать хотя бы сотни спартанцев — в кадр неизменно попадало максимум несколько десятков) лезут тролли, гоблины и орки.

Самая грозная сила — "бессмертные", жестокие бойцы, носящие серебряные маски. Очередной закадровый комментарий сообщает, что эти бойцы сотни миллиардов лет находились в повиновении Ксеркса, он их чморил, гнобил, и они превратились в роботов-гвардейцев, беспрекословно исполняющих любой приказ хозяина, с готовностью идущих ради него на смерть (бессмертные — суть те же смертники, обретающие бессмертие на полях сражений с неверными). В данном случае "бессмертные" — безусловно мусульманские женщины, серебряные маски — их хиджабы, а гвардия — это ни что иное, как гарем. Проведя сотни лет в паранджах, женщины потеряли румяный цвет лица и отрастили клыки. Очень хочется увидеть эти лица ("покажи личико, Гюльчитай")... и действительно, один из спартанцев сшибает чачвану с поверженного врага. Действительно: клыки.

Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)

Прорицательская беседка на вершине горы являет собой современную западную христианскую церковь, беспомощную, бесполезную, бессмысленную, сдавшую все рубежи, существующую лишь в качестве красивого символа. Отказываясь замечать исходящую с востока угрозу, жрецы утоляют свои страстишки. Вместо того, чтоб поднять паству на борьбу с врагами, они трахают юных красоток (а современные пасторы тратят силы на длительные прения о запрете/разрешении однополых браков среди священников), да собирают пожертвования с людей, которые посещают храм не из глубокой веры, но лишь по традиции — ровно как царь Леонид. Предсказания этих уродов имеют огромную ценность.

- О, жрецы, каков будет исход битвы?

- А сколько вас будет?

- Триста.

- А их?

- Мульён!

- Тут надо посчитать на калькуляторе...

(Пока жрецы считают на калькуляторе, зрителю показывают стрип-шоу)

На съемках фильма "300 спартанцев" (2007)
На съемках фильма "300 спартанцев" (2007)

Подлец Терон из совета Спарты, выступающий за сдачу города врагу, является не Иудой-христопродавцом, а дипломатом-подонком, "который вступает в переговоры с террористами". На него был нацелен и достигает успеха второй фронт наступления ислама. Как известно, ислам борется с неверными двумя основными способами: либо мечом, либо подкупом. Сам же совет представлен сборищем старых безвольных дебилов-гуманистов, которые даже не в курсе, что происходит в их городе, и что кто-то пошел на войну и проливает за свободу кровь.

300 спартанцев терпят поражение, но подают пример всему "свободному миру". С исламом надо биться насмерть. Иначе персы (мусульмане) не остановятся до тех пор, пока не подомнут под себя весь демократический мир. И тогда все бабы будут ходить в пенджабах, а те, кто гордо отвергнет ислам и величайшего из людей, пророка Мухаммеда ("богоподобного" Ксеркса), — станут рабами правоверных.

Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)

Компания "Уорнер бразерз" сделала агитационное кино. К нему не придерешься, не подашь иск "за оскорбление религиозных чувств". Фильм основан на исторических фактах (были персы? - были. Был Ксеркс? - был) , так к к нему и с другой стороны не придерешься: Снайдер с Миллером громогласно открещивались во время рекламной кампании от любой достоверности и прочей правдоподобности своего детища.

Наступают новые времена, интересная начинается история...

Оценка: 4,5 из 10.

Режиссер: Зак Снайдер.

Сценарий: Зак Шнайдер, Курт Джонстад и Майкл Гордон по графической новелле Фрэнка Миллера и Линн Варли.

В главных ролях: Джерард Батлер, Лина Хэди.

В ролях: Майкл Фассбендер, Доминик Вэст, Дэвин Вэнхам, Винсент Риган.

Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)

Интересные факты о фильме:

  • Фильм снят по графической новелле Фрэнка Миллера, представляющей собой фантазию на тему битвы при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Ни новелла, ни фильм не претендуют на историческую достоверность (Зак Снайдер в одном из интервью сказал, что помимо прочего даже техника боя спартанцев была сильно изменена, "чтобы смотрелось круто").
  • На создание комикса Фрэнка Миллера вдохновил фильмом "300 спартанцев" 1962 года, который он посмотрел в детстве. Его представления о героях и героизме сильно изменились под воздействием жертвы спартанцев.
  • В оригинальной графической новелле все спартанцы были с обнажёнными животами и грудью, так что всем актёрам, игравшим стартанцев, пришлось побрить грудь, и провести около 6 недель физической подготовки, чтоб вместо пивного брюшка были кубики пресса.
  • Фильм был снят за 60 дней.

Фильм почти целиком был снят в Монреале на зелёном и синем фоне; лишь два съёмочных дня были проведены в Лос-Анжелесе, где на натуре снималось приближение лошадей к Спарте. Фон для съёмок был в 90 процентах дублей синим, и лишь в 10 процентах — классическим залёным. Синий был выбран, потому что, во-первых, он не такой яркий, что лучше вписывалось в графическую парадигму фильма, а во-вторых, красные одежды спартанцев на нём лучше смотрелись.

  • Эстеты, блин.
  • Пост-продакшн продолжался почти год. В качестве рабочих использовались программы семейства Avid, но HD cut также делался в Final Cut Pro. Изображения в 3D делались с использованием Maya, XSI, и Lightwave. Композиции 2D делались в Shake, Inferno, Fusion и Combustion. Разработчики предпочитали платформу Macintosh, но значительная часть картины делалась на Linux. Цвет делался посредством Truelight software. Большая часть картины снималась на высокой скорости, от 50 до 150 кадров в секунду (при норме в 24), и потом перегонялась в HD SR плёнку и формат quicktime, а HD quicktimes стали базой для HD preview cuts.
  • В фильме 1500 дублей, из них в 1300 присутствуют компьютерные визуальные эффекты.
  • Разработка компьютерных визуальных эффектов велась разными людьми и компаниями, разбросанными по трём континентам.
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)
Кадр из фильма "300 спартанцев" (2007)

См. также:

Спартак (1960, США, костюмная драма/боевик): Спартак! Спартак!
Владимир Гордеев19 мая 2022