Vikingaliv: корабли викингов и их паруса – долгий путь от пастбища к мачте

1,2K прочитали

Стереотипы – вещь серьезная. Не зря сложившийся образ викинга: бородатый мужик в рогатом шлеме, стоящий на борту драккара. Так ли это на самом деле? Конечно, даже в эпоху викингов не каждый скандинав – викинг.

Большинство жителей Скандинавии этого времени – обитатели хуторов, занимающиеся сельским хозяйством, немного скотоводством, не забывающие и про охоту с рыболовством. А викинги – ушедшие «на заработки» путем грабежей да торговли отчаянные (или отчаявшиеся) люди. В их деле основным средством передвижения были корабли. Мы снова идем на экскурсию в интерактивный музей Vikingaliv в Стокгольме, чтобы узнать, какими они были, эти корабли, и – главное – почему так ценились паруса.

Мореходство имело для скандинавов исключительно важное значение на протяжении всей истории. Лодки и корабли играли важную роль для выживания и общественного развития. Построить корабль в Скандинавии было относительно простым делом. Материалы были легко доступны или могли быть добыты на месте – дерево для корпуса, железо для крепежных элементов и шерсть для паруса.

Но судостроение и мореходство требовали организации и были тяжелым бременем для общины. Чтобы построить 30-метровый корабль, могло потребоваться до 40 000 человеко-часов – включая время на производство железа, канатов и, не в последнюю очередь, паруса.

У длинного корабля были и мачта, и весла, на нем было от 24 до 50 гребцов и один большой парус. Мачту можно было снять и уложить вниз, чтобы снизить сопротивление воздуха при гребле против ветра, и чтобы корабль мог незаметно подкрасться к прибрежному поселению.

корабль из Осеберга (Норвегия), датируемый 820 годом. Это древнейшая находка парусного корабля в Скандинавии. Длина корабля составляет 21 м, по расчетам, в его команде было около 35 человек
корабль из Осеберга (Норвегия), датируемый 820 годом. Это древнейшая находка парусного корабля в Скандинавии. Длина корабля составляет 21 м, по расчетам, в его команде было около 35 человек

Типичная черта кораблей викингов – это их клепаная конструкция, т.е. доски, из которых изготовлены борта, перекрывают друг друга и удерживаются на месте забитыми в корпус заклепками. Обычно корпус корабля был заострен на обоих концах и высоко поднят. Для уплотнения швов между досками прокладывали шерсть, пропитанную смолой. Если корпус не пропускал больше воды, чем было возможно вычерпать, удерживая корабль на плаву, его считали хорошо уплотненным.

Лодки и корабли были легкими и с небольшой осадкой, что было большим преимуществом, когда викингам нужно было подниматься вверх по течению больших и малых рек. Если в русле реки им встречалось препятствие, порог или большие камни, корабль можно было вынести на берег и волоком перетащить его мимо преграды.

Стереотипы – вещь серьезная. Не зря сложившийся образ викинга: бородатый мужик в рогатом шлеме, стоящий на борту драккара. Так ли это на самом деле?-2

Если нос корабля был украшен головой дракона или зверя, его называли драккаром. Голова дракона была съемной, когда нужно было показать свои мирные намерения. Команда вывешивала свои щиты снаружи вдоль борта, – это и красиво выглядело, и служило защитой гребцам. На корме находилось большое весло, которое служило рулем.

Парус имел огромное значение, прославив и одновременно ославив викингов на весь свет, поскольку они совершали и долгие, и короткие путешествия. Сохранилось очень мало остатков парусов викингов, но многое указывает на то, что их ткали из овечьей шерсти. Изготовление паруса было масштабным предприятием, участие в котором принимали много людей и огромное количество овец.

Шерсть щипали в начале лета, когда у овец линька. Во времена викингов от одной овцы получали от 1 до 2,5 кг шерсти в год, из которых около 500 г шли на паруса. На изготовление паруса площадью 90 кв. м уходило круглым счетом 90 кг шерсти. Иными словами, шерсть от примерно 180 овец. Поскольку в эпоху викингов овец у большинства семей было немного, очевидно, что для изготовления паруса должны были объединить силы несколько семей.

Шерсть сортировали по типу волокон и цвету. Нынешняя порода Gutefår («гутефор», готландская овца) больше всех других шведских пород напоминает короткохвостую овцу эпохи викингов. Руно этих овец имело два слоя. Верхний, покровный слой представлял собой длинные, водоотталкивающие волокна, которые шли на основу (вертикальные, долевые нити ткани). Под покровным слоем находится густой пух, который отлично изолирует и используется для ткачества.

Стереотипы – вещь серьезная. Не зря сложившийся образ викинга: бородатый мужик в рогатом шлеме, стоящий на борту драккара. Так ли это на самом деле?-3

Отсортированную шерсть вычесывали либо руками, либо специальными гребнями для шерсти, и затем пряли на веретене, получая ровную гладкую нить. Умелые пряхи могли спрясть до 30–50 м в час, иными словами, для того, чтобы набрать пряжи на парус площадью 90 квадратных метров, требовалось 4800 часов, или 2,5 года работы!

Чтобы соткать ткань из пряжи, необходимы ткацкий станок и два типа нити: основа, или долевая, прочная вертикальная нить, и уток, который ткач пропускает над и под основой. Во времена викингов ткацкие станки были относительно простыми приспособлениями. А вот ткачество, напротив, было процессом сложным. К основе подвешивали камни или другие грузики. Ткань была неширокой, поэтому для изготовления паруса приходилось сшивать несколько тканых полос. Чтобы изготовить один метр парусной ткани, требовалось 20 часов работы. В общем итоге для изготовления паруса нужно было затратить около 10 000 рабочих часов.

В общем, очень ценная это вещь – парус! Чтобы считаться успешным, поход, наверное, должен был, минимум окупать хотя бы корабль.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.