Что ж, пора и честь знать! Подумываем с женой, куда переезжать от родителей. Обилие выбора, специфические потребности и свобода от всего на свете, кроме денег (ведь денег всегда мало), как всегда приносит мучения.
Чего нам не хватает
У нас с женой есть список того, что нам хочется. Это, скажем так, вещи, без которых мне и Су плохо, без которых кажется, что жизнь идет куда-то не туда.
Природа. Большую часть жизни я провел в Зеленограде, и привык что вокруг меня леса, поля и реки (хотя бы озера). На родине у меня не проходит и дня, чтобы я не побродил вокруг озера и не прошелся сквозь лес в «Пятерочку», хотя рядом в общем-то есть «Лента». Сходишь в эту «Пятерочку», купишь пару ватрушек и идешь на озеро. И сидишь, ешь, на уток смотришь. Красота! А там и Су еще поднтянется с батоном — уток этих кормить. Или вообще с удочкой — порыбачить.
Отчасти по той же причине люблю Чиангмай в северном Таиланде. Там я жил у горы Дои Сутхеп: пять минут на байке по серпантину, и ты уже сидишь у водопада, смотришь на город с высоты и думаешь: «Фига себе меня занесло!» Посидишь-посидишь, да и выше поедешь — к следующему водопаду. А потом еще выше. Бросаешь байк, идешь по горной тропинке сквозь лес, выходишь на вершине — ветрище, солнце, изумрудные горы в облаках. Садишься. Куришь. Думаешь. Ешь булочку.
Су к горам ровнодушна. Ей нужно море. Чтобы купаться и гулять вдоль берега. Я в целом тоже не против моря: там тоже хорошо сидеть и думать. Можно и поспать даже. Но на берегу моря нет приключений, да и вид изо дня в день один и тот же.
Короче говоря, а идеале нам нужны горы и море. При этом горами я как бы могу пожертвовать.
Инфраструктура. У черта на куличках жить мы, конечно, не хотим. Для Су важно иметь возможность покушать не дома — осбенно то, что дома готовить лень. Тех же улиток или бун ча, или бань куон. Или в хотпот сходить. Или в KFC.
Для меня же важно ощущение жизни и люди: я люблю сидеть на лавочке в парке или в оживленной кафешке в центре города не меньше, чем на вершине горы. Поэтому какой-нибудь прибрежный городишко на пару домов не подходит.
Общество. Не оставляю попыток социализироваться. С удовольствием походил бы на какие-то настольные игры или в какой-нибудь философский клуб, где обсуждают будущее искусственного интеллекта... В том же Чиангмае с интернациональной компанией ребят я ходил плавать на каяке по городской реке, встречался с русскоязычными, которые там жили, возил желающих на мотоэкскурсии по тайскому северу. В Ханое же звал народ играть в шахматы, посещал караоке (обычное, а не «эцсамое»), ходил с друзьми слушать живую музыку, по барчикам, бывало, болтались, играли в картишки (на интерес, конечно же). Ханойский досуг звучит так себе, но поверьте, все было чинно-благородно. Культурно. В Лаосе... ну, c Лаосом все понятно.
Сейчас мне хотелось бы иметь вокруг себя какое-то общество, а в идеале еще и завести деловые связи. А для этого надо... Черт его знает, что для этого надо. Явно не в деревне среди равнин жить.
У Су же совершенно никакого желания социализироваться нет. Однако у меня есть желание социализировать ее — торчать постоянно дома и жить в пузыре со мной нельзя. Нужно найти подруг, нужно наладить какие-то связи тоже.
Личное пространство. И еще нам обоим нужно личное пространство. Чтобы я мог делать свои дела, и меня никто не трогал, и жена могла сидеть делать свои дела, и ее не трогали. Короче говоря, квартира-студия нам не подходят.
Родня подальше, родители поближе. С одной стороны, Су хочет жить подальше от родни. Да, нас в целом никто не трогает, но когда вокруг сплошные дяди-тети — это все-таки как-то влияет, создает «атмосферу». Доходит до того, что по дороге из магазина Су может сказать: «Давай здесь не поедем — там дядя будет, придется здороваться, останавливаться...» Я говорю, дескать, не парься, рукой помашем и т.д. «Нет, ты не понимаешь! Так нельзя...» Ну окей, поедем другой дорогой.
А с другой стороны ей не хочется уезжать далеко от родителей. Хочется иметь возможность раз в неделю-две навещать их. К тому же в этом году у нас в планах расширение семьи, и поддержка родителей (даже моральная) не помешала бы.
И какие варианты?
Прежде всего надо определиться с географией, и это очень сложно. Объясняю.
Юг. Почему мы рассматриваем переезд на юг Вьетнама? Потому что пляжи и море — там. Удивительно, конечно, но в стране с береговой линией протяженностью более трех тысяч километров нормальные пляжи и чистое море только на юге. Еще на юге экология получше, небо голубое, цены на все ниже.
Север. Будем рядом с домом. Не придется тратиться на аренду байка, как на юге — мы же свой туда не потащим. Море хоть и не самое лучшее, но все-таки есть. Горы с водопадами имеются.
Центр. Не рассматриваем.
А теперь конкретно по городам.
Ханой. Да, у нас есть идея перебраться в Ханой. Потому что там движ. У Су там есть подруги, у меня есть знакомые, есть русскоязычное и англоязычное коммьюнити, есть русские организации, при которых Су может учить русский, я могу вернуться к своей учитильнице вьетнамкого или легко найти новую... Брат и сестра рядом. Другие молодые и активные родственники тут же — с ними тоже можно тусить. В общем, жизнь в большом городе. Можно развиваться, зарабатывать, крутиться и все такое. Жилье обойдется примерно в 300 долларов/месяц, не считая электричества.
Но Ханой — это ужасная экология, далеко от моря, да и вообще... Кроме социализации и возможностей (которыми мы с женой пользоваться не умеем), никаких плюсов. (А вот муж сестры, который зарабатывает в три раза больше меня, говорит: «Возможности нужно ставить превыше желаний». И он, вероятно, прав...)
Бакнинь и Бакзянг. Ближайшие к нам города. Города как города, где люди живут своей жизнью. Единственный плюс — близко к дому, наличие городского народа вокруг. Но иностранцев там нет, конечно же. Вернее, очень мало, и они специфичные. Социализация внутри вьетнамского общество возможна, но не так легка, как в том же Ханое. Жилье стоит примерно столько же, сколько и в Ханое.
Халонг. Небольшой город на море, знаменитый красивейшей бухтой. Спросил в соцсетях, каково там жить, и вот что узнал: кому-то Халонг может показаться чересчур спокойным, но здесь красиво, есть барчики, есть велоклуб, рядом горы, есть русские и прочие иностранцы.... Короче, кажется идеальным местом. И всего два часа езды от дома. Но жилье — от 300 долларов и выше.
Нячанг. Знаменитый туристический город, в котором русских столько же, сколько в родном Паттайске. Русский бизнес, русские школы, русскоговорящие вьетнамцы — все там, в Нячанге. Жилье дешевое. За 250-300 баксов можно найти очень приличную квартиру с видом на море. Но Нячанг далеко, туда надо лететь на самолете. О том, чтобы навестить родителей на выходных, придется забыть. Помимо квартиры нам придется арендовать еще и байк, а это еще минус 100 долларов в месяц.
Еще есть Дананг, Куинён, Фукуок, Муйне, Вунгтау — эти места мы пока не рассматриваем. Почему? Потому что пока даже не решили, останемся ли на Севере, или же улетим далеко на юг.
И последний вариант. Остаться с родителями. Последние два месяца у жены очень плохо с работой, и она не хочет тратить деньги на аренду жилья. «Но мы же и так родителей деньгами поддерживаем, живя здесь», — говорю я. «Да, но эти деньги остаются в семье, — отвечает Су, — а те деньги уйдут чужим людям».
Мое мнение
Оставаться с родителями нельзя ни в коем случае. Лучше затянуть поясок, но съехать. Родителям это решение не понравится, они рады, что мы с ними живем, и папа мне лично сказал:«Живите с нами, никуда не уезжайте». Папа меня очень любит, да и я его люблю — отца у меня никогда не было.
Но жизнь с родителями — это жизнь в пузыре. Это несамостоятельность и лень. Мама ходит на рынок, мама готовит, мама стирает, папа чинит байк... Мама и папа отвечают за наши социальные связи. А мы что? Кто-то скажет: «Живи да знай себе работай!» Но так не делается. Когда за полгода во Вьетнаме твоя вьетнамская жена всего два раза была на рынке — это нехорошо. Это «звоночек». К тому же, все задачи по «общению с родней» выполнены.
Юг или север? Скорее всего север. Чтобы не терять контакт с родителями, братом и сестрой. Конечно же, на море. Потому что без природы нельзя. Русскоязычное коммьюнити в Нячанге (да и в целом экспатское), конечно, соблазняет, но не уверен, что мы сможем в него интегрироваться. Потому что мы оба не особо умеем (и может быть, не особо хотим) заводить связи и «вливаться». Так что, получается, — Халонг?
На следующих выходные проедемся туда. Посмотрим, что да как.
Мнение жены
А у жены плохо с работой. В марте она впервые на четыре года фриланса столкнулась с полным отсутствием заказов на Fiverr. К тому же, ее заблокировали на Etsy, где она хотела продавать свое творчество. Все это ее здорово подорвало, и она начала думать, не вернуться ли в офис. Работа есть, она в пяти минутах езды от родительского дома, но я убедил, что не стоит... Да и когда в Россию вернемся, что она будет там делать? Нужно продолжать осваиваться в онлайне. Хотя и так непонятно, что она будет делать... Fiverr и другие зарубежные фриланс-площадки в России больше не работают. Но ладно. Разберемся. Придумаем. Справимся.
Мнение деда
«Конечно же, нужно жить рядом с родителями! Одним вам с ребенком не справиться, а ребенок — прежде всего».