У меня в семье всегда работали все. Мама инженер, бабушка бухгалер, дед тоже инженер... Никогда без работы не сидели. Даже в 90-е. Деду сейчас 86, но он продолжает работать. «А что, сидеть и ждать смерти?» — говорит он. У Су в семье ситуация такая же: без работы никто никогда не сидел. Поэтому и мы не сидим. Правда, немного все-таки пришлось.
Сытые деньки
В 2013 году я ушел из офисного найма на фриланс, работал то тут, то там. Работал и фултайм на удаленке. Долго ли, коротко ли, вырос до суперспеца, к которому клиент шел сам, как рыбка на приманку. А потому и вопрос денег никогда не стоял. При этом я всегда считал, что деньги не главное и жил в парадигме «мне хватит и столько-то». А значит, больше и не нужно. И все шло отлично, пока не грянул февраль 2022 года.
«Уровень безработицы в России снизился до рекордного минимума»
Неделя, две, три, месяц — и к лету я осел без работы. Типичный разговор того времени: «Мы запускаем новый проект, ты нам нужен, начнем работать через неделю!» Жду. Через неделю: «Ой, нужно подождать еще пару дней». Жду. Через пару дней: «Готов? На следующей неделе запускаемся! Готовься, если еще не!» На следующей неделе: «Ой, у нас поменялся директор и он заморозил проект». Ситуация была невыносимой — это был какой-то сплошной подвес, когда ты вроде бы нашел работу, а потом оказывалось, что нет. И как планировать жизнь?
— А можем план составить хотя бы на три недели вперед? — спрашивал у менеджера одной из крупнейший российских компаний.
— Мы и через неделю-то не знаем, где все будем, — отвечала менеджер.
Запустив проект в мае, закрыли его декабре.
Разумеется, искал заказы на фриланс-площадках. Искал постоянку на hh.ru. Но все впустую. Российские фриланс-площадки дерут деньги за ответы работодателям, а вакансии на hh.ru собирают тысячи откликов. Может быть, поэтому менеджеры тупо перестают просматривать отклики. Да, у вас может быть отличное сопровоительное письмо, первоклассное резюме, но... Ваш отклик просто не откроют. Ну или откроют и тут же откажут.
Так от идеи «хорошо бы найти пару новых клиентов, чтобы восстановить уровень дохода» я скатился до мысли «найти бы хоть какую-то работу». Зарегистрировался курьером на автомобиле в Яндексе и стал думать, не пойти ли таксистом. Видел, как шли работать пешими курьерами в Delivery Club и Яндекс бывшие коллеги — редактора, маркетологи, дизайнеры.
Замечу, что оформляют всех этих курьеров как самозанятых. Это значит, что за них никто не платит в пенсионный фонд, и стаж у них не засчитывается. Фактически все эти люди работают, а формально нет. Социально они никак не защищены, и в будущем их ждёт мизерная пенсия. Если вообще ждёт. Такой вот самый низкий уровень безработицы в истории: квалифицированные образованные люди в роли самозанятых курьеров.
Короче, спасало нашу семью только то, что были сбережения, и у Су с работой все было стабильно. Хотя из-за санкций проблемы начались и здесь: у нас пропала возможность получить деньги из-за границы (именно оттуда деньги Су и приходят). Пришлось искать альтернативные пути и, благодаря вьетнамскому сообществу в России, нашли. Ну и в октябре я присоединился-таки к паре проектов, от которых получал скромную копеечку, которой хватало на еду и оплату счетов-кредитов. Уже будучи во Вьетнаме хотел попроситься на работу в государственные русскоязычные медиа, думал над предложением сестры Хыонг идти учителем английского... но декабрь все поменял.
Добро пожаловать на борт
Наконец-то повезло. Устав от постоянной непрухи на hh.ru, призвал силу социальных сетей. И буквально через несколько дней работа пришла: IT-компания, пилит пакет программного обеспечения для интернет-маркетинга формата «все-в-одном», позиция англоязычного технического писателя. Первая неделя — тренировка и onboarding. Я сижу сколько сидится (т.е. до упора, примерно до 3-4 утра), и читаю все тексты, которые у них есть, составляя к каждому перечень правок. Вместе с тем детально изучаю их продукт. Должен буду создать и запустить на нем собственные инструменты — сайт, email-рассылку, чатбота. И еще нужно пройти обучение по коммерческому блоггингу. К курсам меня уже подключили — сегодня должен начать. Ну и, конечно же, созвоны. Звонит директор: «Ну ты как? Проблемы-вопросы?» Звонит маркетолог: «Ну как дела? Если что, мы онлайн». Звонит главред: «Вопросов нет ли? Все понятно?» Короче говоря, работа кипит.
Ну и жена работает тоже. Не так много, правда. У родителей дома шумновато, поэтому работать она может только по ночам — она поет и для записи ей нужна полная тишина. Хочет изучить что-то еще, чтобы зарабатывать не только пением. Глаз упал на графический дизайн и иллюстрации. Вчера заявила, что хочет iPad Pro, чтобы рисовать на нем. Ну хочет, значит купим.