Найти тему
Mikhail DELYAGIN

Правительство Мишустина уверенно развивает стратегическое партнерство с Китаем

Визит премьера Мишустина в Китай 19-20 декабря, как и все его действия, осуществляется без излишнего пропагандистского шума.

Китай и Россия являются стратегическими союзниками и эффективно используют взаимодополняемость своих экономик. В условиях беспрецедентной (и далеко не только санкционной) агрессии Запада Китай показал себя надежным партнером. Если до 2022 года его аналитики иногда характеризовали Россию как «надежный стратегический тыл Китая в его противостоянии с американским империализмом», то сегодня Китай и сам стал тылом сражающейся России.

Поезд российско-китайского сотрудничества идет вне расписания: установленная лидерами двух стран цель на 2024 год – увеличение товарооборота до эквивалента 200 млрд.долл. – достигнута уже в первые 11 месяцев 2023 года (взаимная торговля выросла более чем на четверть, до 218,2 млрд.). Доля валют враждебных государств в ней не просто снижается, но и уверенно движется к нулю: по итогам января-сентября 2023 года в юане и рубле осуществляется более 90% расчетов.

Разумеется, китайский бизнес стремится избежать западных (и прежде всего американских) санкций и преследует свои интересы, что не оправдывает чрезмерных ожиданий, - но китайское государство, всецело и успешно определяющее единую стратегию развития Китая, последовательно занимает четкую позицию.

Существенно, что Китай стал объектом беспощадной экономической агрессии и жесткой синофобской позиции руководства США (доходило до того, что от американских ученых китайского происхождения под угрозой отстранения от науки требовали разрыва всех связей с Родиной, что оборачивалось даже самоубийствами).

Сейчас ключевой вопрос российско-китайских отношений - массированное (а не точечное, как до сих пор) привлечение китайских прямых инвестиций в развитие отечественной экономики, то есть переход от движения товаров к движению производительных капиталов. Представляется, что, помимо обсуждения масштабных конкретных проектов, визит премьера Мишустина будет направлен и на подготовку их притока, - хотя сам этот приток, разумеется, не сможет начаться раньше оздоровления денежных властей России, их очищения от прозападных либеральных элементов.

Рост ВВП Китая, почти неуклонно ускорявшийся с 1999 по 2007 годы с 7,7 до 14,2% в год, в 2008-2011 колебался на уровне 9,4-10,6% в год и с 2012 до 2019 (оставаясь максимальным и недосягаемым для всех крупных экономик мира) почти монотонно снижался с 7,9 до 6,0%. После замедления в 2020 году из-за коронавируса до 2,2% восстановительный рост 2021 года - 8,1% - стал максимальным за 10 лет. Однако уже в 2022 начало распада мира на макрорегионы затормозило его до 3% по сравнению с планировавшимися 5,5%. Ожидаемые в 2023 году 5% роста крупнейшей мировой экономики – это невероятно много для современных условий, но для самого Китая означает трудное продолжение глубокой структурной перестройки с преимущественно экспортной ориентации на развитие за счет во все большей степени внутреннего рынка.

Россия – необходимый фактор этого жизненно важного для Китая маневра, осуществляемого им сознательно и планово.

В стратегическом отношении наша поддержка не менее важна для Китая, чем для России – китайская. Именно поэтому все силы Запада, его либеральной и турбопатриотической агентур брошены на то, чтобы посеять в России недоверие к Китаю и страх перед ним, создать иллюзию расхождения наших интересов. Эти настроения пестуются и теми коррумпированными или недееспособными элементами отечественной бюрократии, которые в Китае за свои «достижения» давно были бы расстреляны или как минимум лишены свободы.

Однако неуклонный прогресс российско-китайских отношений разрушает поползновения врагов, и усилия правительства Мишустина вселяют уверенность не только в светлых перспективах российско-китайских отношений, но и в нормализация социально-экономической политики России.