В Советском Союзе целью детских телепрограмм (независимо от жанра и формата) являлось всестороннее воспитание и образование детей и юношества. На их основе подрастающее поколение формировало свои этические нормы, взгляды на жизнь, нравственные и духовные позиции, да и просто черпало знания.
Многочисленные публицистические, приключенческие, научно-фантастические и научно-популярные программы, встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, и даже сказки и мультики в большей степени выполняли культурно-просветительскую и воспитательно-образовательную функцию, нежели развлекательную. Последняя играла лишь вспомогательную роль, служа поднятию настроения и мотивации детей.
Детские передачи начинают появляться одновременно с развитием советского телевидения. Правда, в начале 1950-ых они были жёстко регламентированы и выходили лишь по воскресеньям, а тематика соответствовала рекомендованному распорядку дня ребёнка.
Первый советский детский киножурнал «Пионерия» выходил с начала 1930-ых и почти до начала 1990-ых один раз в месяц. Он был посвящён жизни советских школьников и освещал деятельность пионерских организаций страны.
Одними из старейших советских телепроектов являются научно-популярные программы для детей младшего и среднего возраста «Путешествие по СССР» и «Умелые руки», а для малышей - «Выставка Буратино».
Просветительская передача «Умелые руки» появилась на советском ТВ в 1951 году и просуществовала до начала 1980-ых. Она выходила один раз в месяц, по субботам, и длилась полчаса. Первоначально это была передача для родителей и рассказывала о том, где и как можно организовать досуг детей. По существу «Умелые руки» были первой передачей, центром которой стало совместное творчество ведущего и детей, находящихся перед экраном. С середины 1950-ых её вела диктор Валентина Леонтьева, совмещавшая участие в этом телепроекте с другими на ЦТ. В первом выпуске с её участием она объясняла ребятам, как делать куклу из папье-маше.
«Выставка Буратино» выходила всего один раз в месяц по субботам, и маленькие телезрителей с нетерпением льнули к экрану, с которого их приветствовали любимые телегерои - Художник и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а также рассказывали об известных художниках. А помните песенку: «Бура-Буратино, нам прислали малыши чудные картины...».
С середины 1950-ых число телепрограмм растёт, при этом у них появляется определённая периодичность. Из наиболее популярных в те годы передач особый интерес у старшеклассников вызывал «Клуб интересных встреч», а у школьников помладше - «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».
Думается, что у большинства представителей советского поколения на всю жизнь сохранилось в памяти вот это вдохновенное четверостишие:
Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу всё знать!»
Этот видеожурнал, увидевший свет в 1957 году, в доступной форме рассказывал детям обо всём на свете: о загадках и тайнах вселенной, об устройстве окружающего мира, о выдающихся научных открытиях и достижениях технического прогресса, о флоре и фауне земного шара, о строении самого человека, о всевозможных природных явлениях. Каждый сюжет журнала был страничкой увлекательной энциклопедии, позволявшей юному зрителю найти ответ на, казалось бы, простой, но очень важный вопрос.
С 1960 года всем студиям телевидения было предписано в обязательном порядке транслировать детские программы не менее одного часа в день. И тут на нас прямо-таки хлынул поток подростковых передач: «Бери с коммунистов пример», «Путешествие в семилетку», «В эфире - старшеклассники», «Школьные вести», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агентство «Пионерия»).
В эти же годы для привлечения детей к научно-познавательным программам изобретаются новые способы подачи информации, начинаются эксперименты с формой и жанрами. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве - «Радуга, «Холст»; музыкальные передачи - «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады - передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Весёлые старты» и «Школа начинающего спортсмена».
В 1963 году появляется одна из наиболее «долгоиграющих» детских программ «Спокойной ночи, малыши!», частыми гостями которой становились сами дети, а главными персонажами являлись Буратино, Мямлик, Тёпа и Шустрик (привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились лишь в конце 1960-ых).
В 1966 году на первой программе ЦТ впервые была показана одночасовая детская спортивная передача телевидения ГДР «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!». После этого она вплоть до начала 1990-ых выходила регулярно раз в месяц в воскресенье, в 10 часов утра. Передача преследовала цель пропаганды спорта среди детей и школьников и имела формат состязания-эстафеты между двумя командами детей школьного возраста - бег с преодолением препятствий, «змейки», прыжки, игры с мячом. Кроме того, она включала различные викторины и конкурсы.
В это же время на телеэкраны выходит утренняя получасовая детская программа «Будильник», первой ведущей которой была Маргарита Корабельникова. Для участия в программе приглашались известные актёры, выступали дети и детские коллективы, разыгрывались небольшие мини-спектакли, проводилось «мультлото» (по аналогии с популярным тогда «Спортлото»). В середине 1980-ых у передачи появилась новая заставка с двумя героями - будильником и петушком.
В эти годы даже понятия такого не было, как телеигры, поскольку не было никакой возможности смотреть программы не то что западных студий, но и социалистических стран. Это вынуждало всё изобретать самим. Единственным, кто работал в этом жанре на телевидении, был Владимир Ворошилов. Поэтому появление первой игровой телепередачи для пионерских отрядов «Один за всех и все за одного» стало настоящим прорывом!
1968 год ознаменован выходом в эфир сверхпопулярной передачи «В мире животных». Она выходила в эфир по субботам (позже по воскресеньям) на Первом канале в течение 37 лет. Изначально программа представляла собой исключительно документальные съёмки, но начиная с 1999 года съёмки также проводились в студии. Первым ведущим стал известный советский режиссёр-документалист Александр Згуриди, через год эстафету у него принял обозреватель газеты «Комсомольская правда» Василий Песков, а с 1970 года - академик Николай Дроздов.
В 1970-ые увидела свет ещё одна программа, созданная в жанре сюжетно-ролевой игры, до сих пор выходящая на телеканале ТВЦ и умело совмещающая учёбу и игру для дошкольников - «АБВГДейка». Само название придумал и предложил Эдуард Успенский, ставший автором сценария к пилотным десяти выпускам передачи.
Телевизионная передача под названием «Чудесная лесенка» появилась в эфире второй программы советского ТВ в самом начале 1970-ых и предназначалась для детей дошкольного возраста. Она в игровой форме от лица ведущего (Волшебника) и при помощи Иванушки-дурачка и других сказочных персонажей знакомила малышей с азбукой.
Помните, как это происходило? Иванушка-дурачок нашёл волшебную палочку, которую кто-то обронил в лесу. Узнав, что её потерял Волшебник, он вернул ему палочку. В благодарность Волшебник подарил Иванушке половинку волшебной палочки и вручил ему бумагу с заклинаниями для исполнения желаний. Да вот только, оказывается, Иванушка не умеет читать! И тогда Волшебник решил обучить его грамоте... Вот так в течение года юные зрители узнавали все буквы алфавита.
А в 1976 году появилась одна из наиболее любимых телепередач советской детворы «В гостях у сказки» с незабвенной Валентиной Леонтьевой в роли ведущей. В ней было всё: от рассказа о новом художественном фильме для детей с последующим просмотром до обсуждения с телезрителями просмотренной сказки. Обязательной была обратная связь с телезрителями - те присылали в редакцию свои ответы, поделки и рисунки, которые показывали и обсуждали в конце программы.
После бурного развития детского телевидения под предлогом внезапно появившихся убеждений во вреде длительного пребывания детей у телеэкрана в начале 1980-ых начался его спад.
Но это уже другая история, о которой поговорим в следующей публикации. Следите за продолжением…
«Деревенский дед» готов к сотрудничеству со своими подписчиками и читателями в части публикации на канале любой интересной информации на деревенскую тематику. Мой электронный адрес golovin-al@yandex.ru.
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!