Бескрайние поля до горизонта, живописные холмы, петляющие притоки Красивой Мечи и Верховьев Дона, да степные пейзажи Черноземья.
Еще двадцать лет назад здесь пролегал широтный ход уникальной железной дороги, которая связывала между собой Мичуринск, Раненбург, Данков, Белёв, Козельск и Смоленск, и при этом навсегда вошла в историю благодаря трагическим событиям произошедшим здесь в конце 1910 года.
В далеком 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге был открыт для движения важнейший участок Раненбург - Смоленск. И пошли груженые составы с южных регионов страны в порты Прибалтики с зерном, свеклой, картофелем и мукой. И это был кратчайший путь доставки грузов в Европу.
Но кроме грузовых поездов по этой линии стал курсировать и пассажирский поезд №12 Смоленск - Козлов (Мичуринск).
Спустя десятилетие после открытия, поздней осенью 1910 года именно по этому участку дороги свое последнее путешествие совершил граф Л.Н. Толстой.
Свой последний билет в вагон 3 класса он купил именно на станции Дворики, что в двух десятках километров от Волово и путешествие писателя прервалось на станции Астапово (Лев Толстой)
Шли годы, движение по дороге развивалось, линия реконструировалась. Но случился развал СССР и в 1994 году с приходом рыночной экономики легендарный поезд отменили. Спустя еще пять лет "ушлые" начальники Московской и Юго-восточной железной дороги "глубоко" законсервировали 70 -километровой участок "Теплое - Волово - Куликово поле", который находился на границе разных железных дорог.
А еще через год быстро демонтировали полотно и элементы автоматики с сигнализацией, а остатки растащили местные жители, наблюдая за происходящими событиями.
Как говорят жители деревень, а по - совместительству бывшие работники железной дороги, насыпь и шпалы держались дольше всего. Но даже щебень и песок уже растащили за последние десять лет.
Спустя два десятка лет, на 70 километровом участке уже несуществующей железной дороги сохранился более - менее только один вокзал - станция Дворики.
Он сохранился настолько, что даже осталось часть надписи на фасаде здания, привокзальные постройки, платформа и часть интерьера вокзала.
И все это благодаря тому, что на втором этаже вокзала живет семья бывших железнодорожников, которая не дала разграбить и растащить здание с такой историей.
А вот станционные постройки в Огарево и Птани уже почти полностью разрушены.
Удивительно как природа стремительно отвоевывает свое пространство. Молодая поросль уже вовсю покрыла бывшую платформу станции и только хрупкий забор с узорами еще пытается тщетно сопротивляться.
Но пройдет десяток лет и эти следы железнодорожной цивилизации окончательно скроются в недрах земли.
И трудно удержаться от соблазна не заглянуть внутрь настоящей истории и попытаться найти следы бурного прошлого этих мест. К огромной удаче это получилось и не только заглянуть, но и увидеть артефакты, которым почти 40 лет.
Вокзалы здесь имели типовую конфигурацию: первый этаж с билетными кассами, залом ожидания, помещениями начальника станции и дежурного по вокзалу. А второй этаж под служебное жилье для работников железной дороги.
Через разбитое окно аккуратно проскальзываю внутрь и вижу фантастический плакат к 66 годовщине Октябрьской революции. Значит ему как минимум 36-37 лет, почти мой ровесник.
Заглянув в подсобку вижу повсюду груду пустых бутылок из под лимонада "Грушевый" и водки "Столичная", пара ящиков не меньше.
Осматриваю лампу, точно датирована 1983 годом, странное дело. Все находки примерно одного года, но я ищу в таких местах не только вещи, но и журналы, реестры и табели - в них вся жизнь.
И вот то, что искал - журнал движения поездов по станции Дворики за 11 апреля 1980 года. Сорок лет прошло и целая жизнь.
Что самое интересное, но в конце 1970-х годов в этих районах Тульской области к деревням активно прокладывали асфальт и значимость станций на железной дороге в грузоперевозках снижалась.
Полистав журнал, видно, что грузовое движение по станции было очень активным несмотря на снижение значимости грузовых перевозок по железной дороге.
Это объясняет тот факт, что в конце 1980-х на всем участке от Раненбурга и до Смоленска был произведен капитальный ремонт с установкой двусторонней автоблокировки на большей части дороги.
Но увы, не объясняет почему было принято такое варварское решение о "глубокой консервации" этой дороги в конце 1990-х.
В следующий раз расскажу про уникальный сохранившийся мост перед станцией Куликово поле и руины станции Птань.
Если вам интересна тема путешествий вот еще мои репортажи:
"Сохранять нельзя распилить"? База запаса РЖД или как хранят локомотивы!
Последнее пристанище паровозов в России
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com