Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы начали разбираться с 14-ой главой Евангелия от Марка.
После Тайной вечери, взобравшись на гору Елеонскую, Иисус обещает, что ученики соблазняться о нем, а в подтверждение ссылается на цитату из ветхозаветной книги пророка Захарии глава 13, стих 7:
“И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы»” [Марк. 14:27].
Петр утверждает, что с ним такое не случиться, на что Христос отвечает:
“И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня” [Марк. 14:30].
Придя в Гефсиманию, Спаситель оставил там всех, кроме Петра, Иакова и Иоанна,
“и начал ужасаться и тосковать” [Марк. 14:33],
а им велел бодрствовать. Трижды он обращается к Отцу Небесному с просьбой:
“пронеси чашу сию мимо Меня” [Марк. 14:36]
и трижды находит после этого апостолов спящими. Примерно также этот эпизод описан и у Матфея в 26 главе.
Явился Иуда
“и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин” [Марк. 14:43].
Он предал Учителя целованием. Один из стоящих рядом с Иисусом, выхватил меч и отсек ухо рабу. Спаситель укорил, что берут его как разбойника, а после слов
“Но да сбудутся Писания” [Марк. 14:49],
ученики разбежались, кроме одного юноши, который следовал за процессией голый в покрывале, его хотели схватить, но он бежал, оставив свою импровизированную одежду в руках недоброжелателей. Этого последнего эпизода нет в Евангелии от Матфея, а предание утверждает, что то был сам апостол Марк.
Иисуса привели к первосвященнику, где весь синедрион - верховный орган политической, религиозной и юридической власти у евреев в то время, искал на него, говоря современным языком, компромат. Свидетелей было много, но ни одно из свидетельств не было достаточно серьезным. Христос молчал, и первосвященник спросил его, почему он не отвечает, а потом добавил:
“Ты ли Христос, Сын Благословенного?” [Марк. 14:61].
На что Спаситель ответил:
“Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” [Марк. 14:62].
Обратите внимание, у Матфея формулировки несколько другие. Вопрос звучит:
“Ты ли Христос, Сын Божий?” [Матф. 26:63],
дальше, в изложении Матфея, прямого ответа нет, а только:
“ты сказал” [Матф. 26:64],
и потом добавление:
“отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” [Матф. 26:64].
В завершении главы первосвященник рвет одежды, обвиняя Иисуса в богохульстве:
“Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти” [Марк. 14:63-64].
Спасителя приговаривают к смерти, издеваются над ним, а Петр, который тайно следовал за Учителем, отрекается от него трижды, пока петух не пропел дважды:
“Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня»; и начал плакать” [Марк. 14:72].
В Евангелии от Марка осталось две главы и в следующей публикации мы перейдем к 15-ой глава.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь