Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 14-ой главы Евангелия от Марка.
В пятнадцатой главе первосвященники, книжники и старейшины передают Иисуса в руки Понтия Пилата. Марк не настолько подробно описывает эту сцену, как Матфей в 27 главе. На вопрос Пилата:
“Ты Царь Иудейский?” [Марк. 15:2],
Христос также отвечает:
“ты говоришь” [Марк. 15:2],
на обвинения не реагирует.
Пилат также предлагал народу отпустить
“Царя Иудейского” [Марк. 15:9],
“Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти” [Марк. 15:10],
но люди выбирают Варавву, про которого Марк добавляет подробность:
“некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство” [Марк. 15:7].
На вопрос Понтия Пилата, что сделать с Иисусом, народ кричал:
“распни Его” [Марк. 15:13].
Эпизодов с женой Пилата и умыванием рук нет, как нет и момента, где люди берут на себя и на своих детей вину за смерть Спасителя. Христа били и отправили на распятие.
Над Иисусом поиздевались воины, нарядив в багряницу и терновый венок, говорили:
“радуйся, Царь Иудейский!” [Марк. 15:18],
плевали в него, били тростью по голове, и становясь на колени издевательски кланялись. Затем переодели в его одежды, а крест нести заставили Симона Киринеянина, про которого Марк добавляет небольшое уточнение:
“отца Александрова и Руфова” [Марк. 15:21].
Следующий пункт земной жизни Иисуса - Голгофа. Там сначала ему дали пить вино со смирной, но он не стал, потом распяли и поделили одежды. У Матфея, если вы помните очередность несколько другая: сначала распяли, потом дали пить уксуса с желчью, затем также поделили одежды с помощью жребия.
Марк дает привязку ко времени: Христа распяли в три часа. Прикрепили надпись с обозначением вины:
“Царь Иудейский” [Марк. 15:26].
Спаситель был распят с двумя разбойниками, в чем евангелист Марк видит сбывшееся предсказание из книги пророка Исайи глава 53 стих 12:
“И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтён»” [Марк. 15:28].
Люди вокруг злословили и насмехались, предлагая сойти с креста для того, чтобы они уверовали:
“Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его” [Марк. 15:29-32].
На этом 15-ая глава не заканчивается и в следующей публикации мы продолжим ее разбирать.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь