С какими эмоциями мы сталкиваемся, теряя любимых? Про потери и горевание и то, что соединяет всех потерявших, отвергнутых и брошенных людей. Почему злиться в горе - это нормально и как помочь себе принять новую реальность?
В новом эпизоде разбираю мировой хит, который в 90е возглавлял хит-парады пятнадцати стран и снова взлетел в топ прослушиваний в июле этого года в связи со смертью исполнительницы.
Sinead O’Connor - Nothing compares 2. Песню можно послушать здесь. Посмотреть клип - здесь.
Ниже текстовая версия подкаста.
__
Песня, оказавшая огромное влияние на поп-музыку, по мнению журнала Rolling Stone, собравшая множество наград и вошедшая в многочисленные списки лучших песен.
Не все знают, что автором и первым исполнителем песни была не О’Коннор. Хотя именно ее исполнение сделало этот трек мировым хитом. Изначально песня была написана Принсем для своей группы The Family и вошла в их единственный студийный альбом 85 года, но осталась незамеченной.
А спустя 5 лет менеджер Шинейд о’Коннор предложила ей сделать кавер на эту песню. Как об этом рассказывал Крис Хилл, продюсер певицы:
"О’Кейли - менеджер Шинейд принесла кассету с этой песней, и когда я её услышал, то заплакал... Я просто сидел со слезами на глазах. Затем О'Келли позвонила Шинейд и сказала: «Крис плачет». «Всё так плохо?» — спросила Шинейд расстроенно"
Вскоре эта песня принесет певице мировую славу. Давайте разбираться, чем же она так цепляет сердца.
«It's been seven hours and fifteen days
Since you took your love away»
«Прошло семь часов и пятнадцать дней
С тех пор как ты забрал свою любовь»
С первых строчек тихий вкрадчивый голос знакомит нас с горьким чувством печали и тоски. Мир разделился на до и после ухода любимого человека. И подсчет дней и часов «после» выглядят, как измерение меры страданий.
«I go out every night and sleep all day
Since you took your love away»
«Я гуляю каждую ночь и сплю весь день
С тех пор как ты забрал свою любовь»
Все внимание занимает это событие. Оно переворачивает жизнь с ног на голову, и день меняется с ночью. Возможно, так героине проще проживать этот сложный период. Бессонница, кстати — это частый неприятный побочный эффект разбитых сердец.
«It's been so lonely without you here
Like a bird without a song»
«Так одиноко без тебя,
Я как птица без песни»
В песне довольно красочно описываются эмоции болезненного состояния потери, которые проживает героиня. И здесь мы видим использование метафоры птицы без песни. Это подчеркивает ощущение потери смысла, безысходность.
«Since you've been gone I can do whatever I want
I can see whomever I choose
I can eat my dinner in a fancy restaurant»
«С тех пор как ты ушел, я могу делать все, что хочу.
Я могу видеться с кем захочу
Я могу ужинать в модных ресторанах»
И вроде как героиня отдает себе отчет, что жизнь продолжается, и есть даже иллюзия свободы: делать, что хочу, видеться с кем хочу, что, возможно, было лимитировано ввиду каких-то договоренностей или ограничений со стороны партнера. Можно сделать предположение, что у героини была в какой-то степени зависимость от человека, которого она потеряла. А это всегда усложняет проживание горя. На то, что отношения были непростыми указывает и следующая строчка песни:
«I know that living with you, baby, was sometimes hard»
«Знаю, что жить с тобой, милый, было трудно иногда»
Но ни понимание того, что отношения были непростыми, ни осознание продолжения своего жизненного пути с открывающимися возможностями пока не облегчают проживание потери.
«I could put my arms around every boy I see
But they'd only remind me of you»
«Я могла бы обнять каждого парня, которого увижу,
Но они бы только напоминали мне о тебе»
И заглушить свою боль новыми отношениями у героини также не получается.
«Nothing can stop these lonely tears from falling
Tell me, baby, where did I go wrong»
«Ничего не может остановить этот бесконечный поток слез
Скажи мне, милый, что я сделала не так?»
Nothing повторяется в песне 13 раз, дополнительно подчеркивая ощущение пустоты, которое невозможно заполнить. И, конечно, в таком состоянии волей-неволей задаешься вопросом, за что это? Что я сделала не так? Это попытки разума хоть как-то логикой дать себе опору в этом эмоциональном шторме, найти причину несправедливой болезненности происходящего.
«But nothing
I said nothing can take away these blues»
«Но ничто
Говорю, ничто не может прогнать эту тоску»
Смотреть назад – больно, вперёд - страшно, а в моменте приходится сталкиваться с ядерным миксом из тяжелых, часто противоречивых мыслей и эмоций, от которых невозможно спрятаться и убежать.
К слову о противоречивости этих эмоций. Заметили формулировку? «Ты забрал свою любовь» «Ты ушел» - отсутствие контроля и выбора со своей стороны. Такая безысходность с долькой злости. Ты ушел и забрал любовь. А мне из-за этого здесь невыносимо.
Горевание выражается не только в тоске, печали и сожалении, часто мы начинаем в какой-то момент обижаться и злиться (на себя, на человека, с кем оборвана связь, на окружающих). И гнев идет красной линией через песню. Мы еще раз с ним встретимся, уже по отношению к врачу, к которому обратилась героиня:
«I went to the doctor and guess what he told me?
Guess what he told me?
He said, "Girl, you better try to have fun no matter what you do,"
But he's a fool"
«Я пошла к врачу, и угадай, что он мне сказал?
Угадай, что он мне сказал?
Он сказал: "Девочка, тебе лучше постараться получать удовольствие, что бы ты ни делала".
Но он дурак»
Часто друзья, знакомые, врачи и психологи предпринимают намеренные пусть даже искренние попытки ускорить процесс горевания, чтобы «проскочить» неудобный период, когда человеку нужно побыть в грусти, побыть в изоляции наедине с собой. Эти попытки встряхнуть, взбодрить и развеселить, как правило, вызывают обратный эффект: злость, отчуждение и еще большее погружение в проблему. Это мы и видим в песне. Предложение врача получать удовольствие считывается героиней как насмешка, как непонимание важности и ценности потерянного. Как обесценивание целого этапа жизни и глубины чувств, которые героиня сейчас переживает.
При этом агрессия не является чем-то неправильным и плохим в контексте горевания. Это означает, что человек не «замирает». И часто гнев становится той самой последней попыткой вернуть обратно разваливающийся «паззл» уже утраченной картинки прошлого. Тем, что предшествует первому этапу сборки нового «паззла».
«But I'm willing to give it another try»
«Мне хотелось бы дать нашим отношениям еще одну попытку»
Но, как мы видим, пока до стадии принятия новой реальности далеко, героиня все еще думает о том, как могло бы быть, если бы не…
Принятие новой действительности требует времени и ресурса. Присутствие других людей важно и может помочь, но не путем вмешательства и попыток ускорения процесса. И более помогающей фразой окружающих людей в этот момент является не «Постарайся получать удовольствие», а «Да, то, что произошло с тобой правда ужасно!». Это то, что помогает вернуться в реальность, в настоящий момент, укрепиться в этом (не пытаясь застревать в прошлом или в несбывшихся надеждах на будущее).
__
Любопытно, что эта песня была написана и записана Принсем всего за несколько часов. На тот момент он был очень продуктивным - каждый день писал по песне. И Шинейд О’Конор тоже не потребовалось много времени, чтобы довести свой кавер до совершенства. Она записала песню с одного дубля.
Как тонко они прочувствовали историю, заложенную в песне. Так велик соблазн найти этот источник их вдохновения! Особенно, учитывая, что в сети таких предположений множество. Кто-то связывал это с болью от разрыва любовных отношений, кто-то предполагал, что переживания связаны с потерей родительской фигуры.
И если Принс никогда не давал комментариев о том, кому посвящена его песня, то Шинейд рассказывала об этом в одном из интервью:
«Я всегда думаю о своей матери, когда пою ее. Она умерла, когда я была очень молода. Я всегда провожу время с ней, когда пою эту песню.»
«All the flowers that you planted, mama, in the back yard
All died when you went away»
«Все цветы, которые ты посадила, мама, на заднем дворе
Умерли, когда ты ушла»
И песня будто бы оживает совсем в других красках, когда мы узнаем эту предысторию. Я даже разрешила себе перевод этих строчек с новым смыслом.
И именно на этих словам в клипе Шинейд заплакала. Слезы по словам певицы не были запланированы, были вызваны воспоминаниями о матери. Она рассказывала:
«В этот момент я подумала, что должна позволить этому случиться»
Клип заслуживает отдельного внимания. Он стал одним из самых известных видео 90х годов. Практически весь клип состоит из крупного плана лица О’Коннор. Дополненный несколькими фрагментами прогулки по парку Сен-Клаб в Париже, он создает ощущение болезненного воспоминания в далеком уголке памяти. Минимализм, лаконичность, и при этом искренняя эмоциональность Шинейд с этими двумя слезинками в третьем куплете. Клип нашел отклик у зрителей, получил несколько номинаций на Грэмми и множество наград, включая «видео года» на MTV Video Music Awards.
"Nothing compares 2 U" - это песня разбитых потерями сердец
И понятно, почему миллионам людей она эмоционально откликнулась. Потери, по большому счету, - универсальный человеческий опыт. Каждый услышит в этом свою боль от расставания или потери. Друга, партнера, мужа или жены, родителей, детей, любимого питомца.
«Мне кажется, что у этой песни нет какого-то конкретного смысла. Она создана для того, чтобы каждый человек мог связывать её с какой-то своей потерей", -
говорила Шинейд.
Когда картинка твоего привычного мира рушится. Когда ты скучаешь по человеку, которому было отведено особое место в твоем сердце. Когда в результате своих страданий ты все глубже осознаешь, какую незаменимую роль этот человек играл в твоей жизни.
Да, каждый будет проживать свою потерю по-своему – кто-то уходит во все тяжкие, кто-то замыкается в себе. Но есть то, что соединяет всех потерявших, отвергнутых и брошенных - боль и одиночество. И это то, что филигранно смогла передать О’Коннор в песне.
В ней нет ничего лишнего! Аранжировка максимально лаконична и сдержана. Это создает интимную глубокую атмосферу, в которой можно прочувствовать полноценно все эмоции героини, не отвлекаясь на музыкальные партии. Печаль и тоску, злость и ярость, боль и безысходность. За пять с небольшим минут мы проносимся несколько раз от одного эмоционального полюса к другому.
Проживая расставание или потерю близкого важно напоминать себе, что это сложный период, где необходимо себе помогать, потому что вы не в состоянии функционировать в прежнем режиме.
Для проживания стресса нужны энергия и время.
- Начиная с базового, с тела. Оно берет огромную часть стресса на себя. Важно есть, спать, двигаться, слушать свой организм. Помнить, что алкоголь и наркотики – это депрессанты, которые могут создать иллюзии облегчения в моменте, но в долгосрочной перспективе ухудшают состояние.
- Безопасное расслабление могут дать прогулки, массаж, медитативные и дыхательные практики, творчество.
- А также общение с близким кругом поддерживающих людей (которым можно открыто говорить, как вас лучше поддерживать), если есть готовность и потребность в общении. Часто одиночество усугубляет самочувствие.
- Но иногда есть потребность наоборот, побыть какое-то время наедине с собой в тишине и покое. И обеспечить себе пространство и возможность для этого (снизить рабочую нагрузку или взять выходные). Тишины многие избегают, потому что эмоции и мысли в ней могут стать громче… Но без обращения внимания внутрь себя, без проживания этих сложных эмоций не обойтись.
- Практики самопомощи. Для того, чтобы помочь себе прожить сложные эмоции, можно использовать практики писем и дневники (об их пользе я рассказывала в своем блоге), практики осознанности, в которых прокачивается способность замечать и выдерживать свои эмоции и мысли, не пытаясь их заглушить, а также, конечно, практики развития сострадания.
Важно помнить, что нет единых стандартов и нормативов проживания своего горя. Вы можете переваривать свои эмоции столько, сколько понадобится. Не стоит себя торопить.
Оставлю здесь ссылку на список книг, которые могут помочь пережить расставание или потерю. Возможно, для кого-то это станет большим шагом по направлению к себе и адаптации к новой реальности.
Скорость проживания потери зависит от множества факторов: насколько близок был человек, крепкой ли была привязанность и зависимость от человека (эмоциональная, финансовая и т.д.), резко или постепенно оборвались отношения и на какой «ноте», было ли это спровоцировано предательством; насколько самостоятельный и зрелый человек на момент потери.
Чем в такой ситуации может помочь психотерапевт или психолог?
Конечно же, своими действиями ускорить проживание горя с помощью волшебной таблетки или упражнения, нереально. Но психотерапия может помочь заметить «застревание», создать условия для движения дальше. Поработав со страхами и внутренними запретами, с ложными надеждами, с невыраженными чувствами. Находясь рядом, в поддерживающем контакте, психолог легализует и проясняет ту психическую реальность, в которой находится человек, помогает замечать новую реальность, адаптироваться к ней и выстраивать новые опоры.
________
Ваша поддержка важна для развития подкаста! Обратную связь, комментарии и предложения можно оставлять в социальных сетях автора подкаста Nenarmari:
Послушать подкаст (аудио, видео-версии)
* Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)