Кристиан Диор никогда не был хозяином модного дома Dior, он всегда был наемным сотрудником. А владел брендом и зданием на улице Монтень в Париже текстильный магнат Марсель Буссак, разглядевший талант Диора и профинансировавший открытие мастерской.
Что мы вспоминаем, когда слышим про Dior? Силуэт new look, французский шик, женственную утонченность. Кто бы ни был у руля модного дома Dior (а за 75 лет в Dior сменилось несколько дизайнеров, каждый из которых был гением, начиная с 21-летнего Ива Сен-Лорана, сменившего внезапно умершего Кристиана Диора, и заканчивая Марией Грацией Кьюри), женственность, утонченность и элегантность в вещах от Dior на мой взгляд были всегда.
Давайте посмотрим на знаковые вещи бренда и чем запомнился миру каждый из креативных дизайнеров модного дома Dior.
С 1946 по 1957 у руля модного дома своего имени был Кристиан Диор. Это он перевернул послевоенную моду и вернул женщинам загадочность, женственность, желание нравиться и привлекать внимание к своей красоте. И да, его укоряли за расточительность в использовании материалов, но женщины охотно отказались экономить на себе. А ещё именно он придумал барный жакет, который отлично сочетался с объемной юбкой, узкими укороченными брюками и юбкой-карандаш длиной за колено, которую придумал, кстати, тоже Диор.
В 1957-ом Диор скоропостижно скончался и от краха модный дом спас его 21-летний ассистент Ив-Сен Лоран, ставший самым молодым кутюрье в истории моды. Сен-Лоран возглавлял Dior всего 3 года, до 1960, и запомнился тем, что смело поменял базовый крой коллекций модного дома. Его Dior – короткий и трапецевидный, мгновенно привлекший в число клиентов бренда более молодых девушек.
С 1960 по 1989 у руля Dior был Марк Боан, который переосмыслил new look, сделал его мягче, носибельнее. Он хотел чтобы его одежду было удобно носить не только на светских мероприятиях, но и в повседневности. Именно благодаря ему в этот период клиентами модного дома становятся Марлен Дитрих, Грейс Келли (тогда уже княгиня Монако), Софи Лорен, Элизабет Тейлор и другие знаменитости. Он сшил подвенечные наряды для двух королевских свадеб (для принцессы Монако Каролины и для Сильвии, будущей шведской королевы), но и он же шил одежду для реальных женщин. И это «упрощение» в конечном итоге стало причиной упадка модного дома и его отставки по инициативе нового владельца бренда Бернара Арно.
В 1989 году на смену Боану приходит Джанфранко Ферре, ставший первым иностранным дизайнеров в доме Dior. Французская пресса пребывала в негодовании, но Ферре вернул дому Dior женственность, элитарность, добавил экстравагантности, ярких красок, роскошных тканей, драпировок, мехов и получил «Золотой наперсток» за первую коллекцию. Это премией награждают кутюрье за самую оригинальную коллекцию, а Ферре стал первым иностранцем, получившим эту награду.
Это он придумал в 1994 сумку, в которую влюбилась клиентка дома Dior Бернадетт Ширак, и подарила её принцессе Диане во время её визита во Францию. С тех пор сумка известна нам как Lady Dior. Вот здесь я вам про неё рассказывала.
На смену Ферре пришёл бунтарь Джон Гальяно. При нём показы Dior стали театрализованными представлениями, в конце которых он не просто выходил на поклон, а феерически замыкал показ в костюме, сшитом специально к показу. При нём звезда дома Dior сияла как никогда до этого. Он одевал Карлу Бруни (тогда уже Саркози) для визита в Англию, Николь Кидман для красной ковровой дорожки Оскара в 1997 (этот наряд перевернул представление о нарядах для красных дорожек и положил начало новому тренду) и принцессу Диану для празднования 50-летия дома Dior (в платье-комбинацию с кружевами).
Именно Гальяно придумал в 2000 году ещё одну культовую модель сумки от Dior, знаменитую saddle bag, которая сейчас переживает новую волну популярности.
В 2011-ом Гальяно со скандалом был уволен за антисемитские высказывания и в течение года святое место креативного директора фактически пустовало. Его занимал Билл Гейтен, правая рука Гальяно, перед которым поставили задачу «не напортачить». И он с этой задачей прекрасно справился: аккуратно копировал модели Кристиана Диора, придавая им современный дух.
И в апреле 2012 новый креативный директор заступил на пост. Им стал бельгиец Раф Симонс. Раф не побоялся посмотреть на наследие великого дома Dior с другой стороны, через призму минимализма, адептом которого он является. Убрав избыточность, он оставил геометричную женственность, которая покорила сердца первых клиенток дома Dior.
И, наконец, на смену Рафу в 2016-ом пришла первая женщина-кутюрье в истории бренда – итальянка Мария Грация Кьюри, находящаяся у руля Dior по сей день. Моя любимая коллекция её руки – Resort 2019, которую очень красиво отсняли на Дженнифер Лоуренс (листайте).
И небольшая ретроспектива последних лет (включая зимнюю коллекцию 2023), листайте.
Модный дом Dior бережно хранит своё наследие. Архивные образцы не только хранятся, но и экспонируются и переосмысливаются креативными директорами модного дома, в том числе в кутюрных коллекциях.
Почему вдруг сегодня про Dior? Потому что сегодня день рождения Кристиана Диора, положившего 75 лет назад начало истории великого модного дома Dior, который никогда ему не принадлежал.
Как думаете, Dior всё ещё женственный, элегантный, французский, шикарный? Или ничего от наследия Кристиана Диора уже не осталось?
P.S. если вам интересны подобные публикации, дайте знать мне лайком. И тогда я буду чаще писать о дизайнерах, модных домах и стилевых направлениях.
Записаться ко мне на консультацию +7 912 244 94 20 (здесь под синим текстом ссылка на WhatsApp).