Найти тему
Сеятель

История возникновения американских публичных корпораций. Часть 3. Железнодорожные компании

В прошлом году я начал рассказ об истории возникновения и развития американских публичных корпораций по мотивам книги William G. Roy. Socializing Capital: "The Rise of the Large Industrial Corporation in America".

Вышло две статьи:

Но не третьей статье процесс остановился, так как вышеупомянутая книга пропала из открытого доступа в моем источнике .

Наконец-то я наткнулся на полный pfd книги и можно писать продолжение!!!

Перейдём к следующему этапу: железным дорогам.

Возникновение и развитие железнодорожных компаний сыграло важнейшую роль в институционализация публичных бизнес корпораций, как таковых. До конца 19 века железнодорожная компания и большая корпорация были синонимами. На протяжении нескольких десятилетий основные торгуемые корпоративные ценные бумаги - бумаги железнодорожных компаний. Корпоративное законодательство - законодательство железнодорожных компаний.
Железная дорога имела такой же символ для США второй половины 19 века, как Церковь для европейских Средних веков.

Вокруг железных дорог крутились сюжеты произведений О'Генри; Джей Гулд спекуляциями акций железнодорожных компаний создавал свое состояние, одновременно банкротя сами организации и их пайщиков; Дж. П. Морган своим неукротимым лидерством способствовал слиянию разрозненным железнодорожных компаний в гигантские сети.

Появление железнодорожных компаний в форме крупных корпораций, открытых акционерных обществ, где владение и управления были разделены, стало прототипом корпоративного капитализма, который впоследствии распространил эти формы на другие отрасли экономики.

Процесс разделения между владением и управлением очень важен, ведь железнодорожная компания была настолько капиталоемким и сложным бизнесом, что никакое одно частное лицо или семья не могла позволить такие вложения.

Проследим формирование железнодорожной корпорации на примере штата Пенсильвания. В предыдущей статье мы подробно рассмотрели судьбу корпорации по строительству и эксплуатации системы каналов.

Напомню, что окончание строительства системы каналов совпало с очередным экономическим кризисом, спадом перевозок, и корпорация, в то время контролируемая государством, даже не могла обслуживать долг.

Такие финансовые результаты, бремя на бюджет штата резко изменили общественное мнение к форме учреждаемых корпораций. Теперь при создании корпорации по строительству и эксплуатации железных дорог штату было запрещено вкладывать бюджетные средства или брать в долг под проект.

Если система каналов Pennsylvania Canal system была запущена в 1834 году, то через 10 лет бизнесменам штата уже стало понятно, что будущее за железными дорогами и в 1845 году группа филадельфийских предпринимателей обратилась к властям штата об организации железнодорожной компании. Законодательное собрание штата утвердило устав корпорации, первоначально в совет директоров входило:

  • 6 торговцев
  • 4 предпринимателя - производственника
  • 2 банкира
  • 1 торговец/промышленник

Президентом корпорации избрали Samuel Vaughan Merrick , владельца фирмы Merrick and Agnew - производителя пожарных машин.

К этому времени действовал запрет на участие штата в капитале корпорации и поэтому предполагалось, что деньги на строительство соберут среди "обычных вкладчиков". Капитал корпорации был определён в размере 3 млн долларов США. Несмотря на то, что инициаторами строительства железной дороги были богатые местные торговцы, большинство купило акции на небольшую сумму: средний счет $11.6.

Но даже в этом случае не обошлось без поддержки власти. Только в этот раз не штата, а местной. Округ Allegheny, где был расположен второй крупный город штата Питсбург , вложил в предприятие $1 млн. На первом этапе финансирование железной дороги было фактически через общественные деньги городов и округов.

К 1855 году, когда строительство железной дороги было завершено, из капитала в $12.4 больше половины, $6.8 млн,, принадлежало муниципалитетам.

Здесь стоит отметить, что за наличные деньги размещался очень небольшой процент акций - где-то 5%. Основной капитал вносился:

  • городами и округами в виде земли.
  • подрядчиками и поставщиками в виде работ и оборудования

Хотя основными владельцами железнодорожных компаний оказывались государственные образования в виде муниципалитетов это в корне отличались от ситуации, когда компанию контролировал штат.

  • во-первых штат, кроме акционерного контроля, регистрировал устав корпорации и осуществлял регулирование через законы. Муниципалитеты такой власти не имели.
  • во-вторых, муниципалитетов было настолько много, что они не могли организоваться и выступать как единое целое. Они передавали свои права независимым директорам и были озабочены только одним - доходностью своих вложений
-2

Существенные изменения в корпорации произошли, когда президентом в 1852 году стал профессиональный железнодорожник John Edgar Thomson, работавший до этого инженером в Georgia Railroad.

-3

Если Самуэля Меррика можно считать представителем акционеров-учредителей, то Джон Томпсон олицетворял собой классического управляющего полностью отделенного от функции владения капиталом.

Джон Томпсон был нанят к компанию инженером еще в 1847 году с окладом в $5000 в год. Успешное руководство строительством позволило ему в 1852 отправить совет директоров компании в отставку и стать президентом компании.

Это был практически первый пример успешного менеджерского капитализма. Джон Томпсон именно благодаря своим способностям, а не доли в капитале, возглавил компанию и успешно управлял ей в течении более 20 лет. За это время Pennsylvania Railroad превратилась в крупнейшую и лучшую корпорацию Америки, славившейся своими устойчивыми дивидендами. Томпсон уверенно провел компанию через кризисы 1857, 1873 годов.

Сколько заработал Томпсон на создании лучшей компании тех времен? На пике, перед паникой 1873 года, его состояние составляло $5 млн, это всего лишь чуть больше 1% от капитализации Pennsylvania Railroad в $400 млн.

Формирование масштабных капиталов в рамках одной организации, важность железных дорог в общей экономической активности привели к росту влияния последних, зачастую бросавших вызов суверенитету штатов.

Так в 1857 году Пенсильванская железнодорожная компания пролоббировала в законодательном органе штата отмену налога на тоннаж, отмену всех налогов с компании и ликвидацию права штата выкупить компанию. Исполнительная власть подала в суд на это решение и борьба дошла даже до федеральных органов. В итоге штату пришлось подписывать особое соглашение с железнодорожной компанией по поводу налогов. То есть компания стала на один уровень в суверенитете со штатом.

При стоит напомнить, что за компанией не стоял никакой олигарх, ни кучка олигархов. Это все проводил президент Джон Томпсон с состоянием около 1% от капитализации компании. Так возник "корпоративный капитализм" - большие властные субъекты рынка с распределённым контролем.

Продолжение:

Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!

P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал:

https://t.me/Cervonets