«Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день», - так сказала византийская принцесса Анна Комнин о битве при Левунионе, состоявшейся в конце апреля 1091-го года, в котором тяжелое поражение потерпели ранее непобедимые печенеги.
Грозные ниспровергатели могущественного Хазарского каганата, вероломные, но, все-таки, союзники русичей, благодаря которым Киевское княжество сильно расширилось в сторону степи, печенеги были важным политическим фактором в истории средневековой Восточной Европы, и до сего момента составляли значительную военную силу. Но после той показательной порки, которую им устроили ромеи, они утратили свою силу, и вскоре перестали существовать, как отдельный народ.
Давайте расскажем историю их падения.
По всей видимости, печенеги были той частью тюрок-огузов, которая не вошла в состав закаспийской огузской державы. После своего поражения от родственных по происхождению племен, они не подчинились, чтобы остаться на месте, а из Средней Азии откочевали на запад. Таким образом, они были средневековыми родственниками туркмен и сельджуков, а через последних – азербайджанцев и турок.
Конец эпохи раннего средневековья застал их в степях к востоку от Волги. Судя по всему, именно там нашли их послы северян-варягов. По крайней мере, известно, что великий князь Святослав Игоревич заключил с ними военный союз, благодаря чему долго и успешно воевал с греками, сокрушил Болгарское царство и навсегда разрушил Хазарский каганат.
Нуждавшиеся в кавалерии русичи получили мощного союзника и сумели избавиться от главного соперника за владычество над славянскими племенами. Но печенеги приобрели куда больше, поскольку им досталась большая часть Северного Причерноморья.
Долгие десятилетия они дружили то с русскими князьями, то с императорами Константинополя, но при этом блюли свою линию и осуществляли набеги и на тех, и на других. Но в 1030-х годах половцы, еще один кочевой тюркский народ иного происхождения, перешел через Итиль и вторгся в печенежские степи.
Половцы, или, на тюркском языке, кыпчаки, не выступали единым фронтом – это было просто одновременное переселение близких по происхождению степных кланов. Тем не менее, благодаря их напору, печенеги были вынуждены мигрировать, и в конце 11-го столетия перенесли свои кочевья в низовья Дуная.
Здесь они стали главной угрозой балканским народам, а также спровоцировали уход на далекий север славянских племен уличей и тиверцев. Византия, которая в то время держала под своим контролем весь регион, после этого была вынуждена отреагировать.
Даже ослабленная утратой малоазиатских владений в пользу сельджуков после неудачной битвы при Манцикерте в 1071-м году, она оставалась очень богатой и сильной в военном плане державой. Но махать мечом в гордом одиночестве грекам было скучно, и на войну они позвали всех, кто был заинтересован в том, чтобы дать печенегам бой. К ним примкнули половцы, влахи, значительное количество русских, а также отряд западноевропейских наемников-рыцарей. В сумме византийское войско вместе с союзниками составило более 65-ти тысяч человек.
Им противостояла вся печенежская орда, которая насчитывала, как минимум, 80 тысяч кавалеристов. Но, с ее стороны, это был не военный поход, а сезонная миграция в нетронутые скотом степи или просто целенаправленное переселение. Во всяком случае, кочевники были застигнуты врасплох. Они не сумели организовать отпор, и после атаки противника на их полевой лагерь началось настоящее иcтрeблeниe. Даже язычники-половцы, которых мы привыкли считать немытыми варварами, были поражены суровостью греков и покинули тех, на чьей стороне сражались. Лишь незначительная часть кочевников, кому ромеи решили сохранить жизнь, в последствии были зачислены на византийскую службу.
Для греческой империи это была первая крупная и решительная победа более чем за полвека, которая показала всем, что даже после поражения при Манцикерте Византия еще ого-го. Ее европейские владения надолго оказались в относительной безопасности, а утраченные земли в Малой Азии были частично отвоеваны во время крестовых походов.
Что интересно, на освобожденных территориях создали военные поселения печенегов. Их жители со временем приняли православную веру, но не забыли тюркский язык. Как минимум, в течение следующего столетия они сохраняли собственное своеобразие, до тех пор, пока византийская граница в Азии не рухнула окончательно. Тогда их потомки были постепенно исламизированы и вошли в состав своих близких родственников – турок-сельджуков.
Есть версия, что те печенеги, которые остались на Нижнем Дунае, в дальнейшем оказались предками народа гагаузов, которые говорят на тюркском языке огузской группы, но являются христианами. Сейчас они живут в Молдавии, где имеют собственную автономию.