Итак, Normal Law – нормальный закон управления – это основной закон ручного управления на самолете Airbus A320.
Исправный самолет находится в этом режиме по умолчанию и ни одному здравомыслящему человеку никогда не придет в голову из него выйти (за исключением тренировок на тренажере) – безопасность наше все! Что может самолет в этом режиме? Во-первых, в нем управление самолетом упрощено до предела – летчик используя Sidestick (ручку управления) лишь указывает самолету, что ему следует делать, а самолет все команды выполняет сам, причем делая это оптимальным образом. Например, мы хотим из горизонтального полета перейти в набор высоты. Для этого отклоняем Sidestick на себя – самолет начинает увеличивать тангаж. Как только самолет достигает нужного нам угла тангажа, отпускаем Sidestick в нейтральное положение, а самолет продолжает набирать высоту с нужным нам углом. Аналогично реализовано и управление по крену. Во-вторых, в нем реализована целая куча защит и приятных плюшек.
Главная плюшка это автоматическое триммирование самолета. При изменении тяги двигателя, при изменении скорости, при выпуске механизации происходит перебалансировка самолета. Если бы это был менее продвинутый самолет, то в каждом из этих случаев пилотам пришлось бы прибегать к помощи триммера, но А320 в normal law делает это самостоятельно и практически незаметно для экипажа. Кроме того, в этом режиме все развороты выполняются координированными и работает демпфер рысканья.
Теперь защиты:
1. Maneuver Protection – защита от (как же это перевести?) превышения ограничений при маневрировании. Система управления самолета не дает превысить крен ±33° (удерживая тангаж Sidestick в крайнем положении возможно довести крен до 67°, но при отпускании его в нейтраль крен вернется к значению в 33°). Также система управления не позволяет значениям тангажа самолета выходить за ограничения в 15° на пикирование и 30° на кабрирование.
2. Speed protection - защита по скорости. При приближении как к максимальной, так и к минимальной скорости, самолет самостоятельно принимает меры по возвращении ее в безопасные пределы.
3. Alpha protection - защита по углу атаки. При приближении к опасным углам атаки самолет самостоятельно уменьшает тангаж и увеличивает скорость. Если же пилоты продолжают упорно тянуть сайдстики на себя - срабатывает функция Afloor - самолет выводит двигатели на взлетный режим. С учетом того, что защиты не дают задрать угол атаки выше допустимого - самолет будет набирать высоту.
4. Load factor protection – защита по перегрузке. Система управления не позволяет превысить перегрузку в +2,5g. Очень грамотная штука, например при выходе из пикирования на самолетах с механическим управлением приходится брать ручку на себя крайне осторожно, чтобы не превысить допустимую перегрузку или, того хуже, не попасть в режим сваливания. На самолетах A320 все намного проще – тянем Sidestick максимально на себя, а самолет сделает все сам.
Ну и коротенько про, скажем так, подрежимы Normal Law:
1. Normal law – ground mode. Как ясно из названия этот подрежим задействован когда самолет находится на земле. Управление рулями – прямая зависимость от положения органов управления в кабине (как в Direct law). При взлете, при достижении тангажа 8° и высоты 50 футов (15 метров) активируется flight mode.
2. Normal law – flight mode. Normal law во всей красе!
3. Normal law – landing mode – режим Flare (flare это выравнивание, а не то, что думает google-переводчик!). Режим Flare опять-таки очень похож на Direct law и это понятно, на посадке нужен полный контроль над самолетом, однако все защиты активны.
Остальные статьи тут!