В Японии отношение к татуировкам даже в XXI веке остаётся крайне негативным. На улицах всюду развешаны таблички с надписью «вход с татуировками запрещён», а людям с татуировками не разрешается посещать даже общественные сауны и бассейны.
Однако, не все в Японии разделяют такое негативное отношение к татуировкам. Ведь практически каждый член группировки якудза (японской мафии) считает жизненно важной целью потратить целых 20 000 долларов на традиционную татуировку хоримоно, покрывающую всю его тело (за исключением рук, шеи и центральной полосы посередине груди) которая гарантирует ему статус преступника и "изгоя" в японском обществе.
Но почему бандиты якудза покрывая татуировками всё тело, практически всегда оставляли центральную полосу посередине груди нетронутой?
Подробнее об этом мы сейчас расскажем в нашей новой статье:
Почему в Японии такое негативное отношение к татуировкам?
Негативное отношение многих японцев к татуировкам в значительной степени связано с их тесным отождествлением с якудза или другими организованными преступными группировками.
Однако, так было не всегда.
Начиная с периода Кофун (c 300-538 гг.) каждому рабу или преступнику на тело наносились татуированные сигмы в качестве клейма. (Эта практика не была уникальной для Японии, подобные стигмы также были распространены в Древней Греции и Риме).
Чаще всего стигмы татуировались в виде знаков или полос вокруг рук, а также наносились на лица, чтобы сбежавшего раба или преступника всегда можно было отыскать и поймать.
Постепенно многие люди из торгового сословия, докеры, строители и все, кто занимался тяжелой работой, начали делать татуировки в Японии, когда якудза (как мафиозная структура) только формировалась.
В середине периода Эдо в японской истории (1603-1868 гг) также образовались две основные группы буракуминов, занимавшие самое низкое положение в японском обществе, и которые, скорее всего, занимались криминалом и азартными играми, многие из которых в будущем составят основу раннего клана якудза. Они начали разрабатывать свои собственные татуировки, называемые ирезуми, чтобы подчеркнуть гордость своей касты.
Вскоре группировки бакуто, связанные с азартными карточными играми, большая часть которых состояла из бывших самураев под предводительством Бандзуйина Тёбэя основали клан якудза, куда также активно вступали кланы буракуминов.
Якудза превратили татуировки в своё клеймо, потому что это был очень болезненный способ доказать, что у человека есть мужество и то, что он готов жить вне закона всю свою оставшуюся жизнь.
- «Для якудза татуировки стали символизировать силу, отвагу, стойкость, мужественность и чувство солидарности с другими членами банды», — пишет Миэко Ямада в «Японских татуировках от прошлого к настоящему».
Вскоре якудза стали не сколько бандитами, сколько «героями вне закона, поскольку защищали слабых и невинных от сильных и коррумпированных».
Правительство в 1735—1740 годах даже официально назначало некоторых боссов якудза уличными «надзирателями», наделив преступников титулом, близким к статусу самурая.
Начальники японских полицейских участков в 1805 году нередко привлекали в качестве осведомителей многих боссов якудза, обещая им покровительство со стороны правоохранителей и содействие в борьбе с конкурентами. Также группы якудза охраняли «свои» кварталы от воров, грабителей и насильников, способствуя снижению уличной преступности.
Поэтому среди населения бытовала популярная поговорка: «Днём нас охраняет полиция, а ночью — якудза».
Таким образом, якудза изначально старались нести благо обществу, даже несмотря на то, что их основной деятельностью был криминал, рэкет, пpocтитуция, азартные игры, мелкие бизнесы и т.Д.
Из-за популярности якудза многие люди начали восставать против строгой социальной иерархии военной диктатуры сёгуната Токугава посредством искусства, сделав татуировки модным эстетическим выбором каждого человека. Татуировки в этот японский период стали настолько популярными, что их наносили на кожу не только многие простые люди или ронины (самураи без господина и чести), но и самураи и даже женщины.
Согласно сайту Nippon, многие женщины того времени «клялись в вечной любви своим мужчинам, делая тату с именем возлюбленного на своей коже».
И лишь в 1872 году японское правительство решило издать национальный запрет на татуировки, исходя из конфуцианские традиции. Считалось, что тело, волосы и кожа дана человеку родителями и богом, и как-то их видоизменять, в том числе с помощью татуировок — это оскорбление предков и бога.
После этого в основном лишь японская мафия, известная как якудза, поддерживала практику на ношение татуировок.
Так почему якудза покрывали татуировками всё тело, за исключением центральной полосы посередине груди?
Всё дело в том, что якудза, оказавшись вне закона, чтобы слиться с толпой и не угодить в тюрьму, начали скрывать свои татуировки.
Из-за официального запрета дизайн татуировок у якудза несколько видоизменился, чтобы сделать их более незаметными под кимоно и только под недавно (в начале XX века) ставшими модными западными рубашками и деловыми костюмами.
Фактически, якудза популяризировали особый стиль татуировки хоримоно, которая была специально разработана, чтобы покрывать всё тело мужчины, но при этом избегать заметных зон; и скрывать её от посторонних глаз, когда мужчина носит кимоно или рубашку.
Поэтому татуировки якудза, хотя и покрывают большую часть тела, практически никогда не затрагивают запястье, центральную часть полосы груди, лодыжки и шею.
То есть такой дизайн татуировок ещё 150 лет назад был разработан таким образом, чтобы их можно было легко скрыть под кимоно.
Сегодня дизайн тату якудза также хорошо скрывает татуировки под деловым костюмом и их не видно даже при слегка расстёгнутой рубашке.
Поэтому, если член якудза работает в офисе какой-то крупной компании, чтобы выявить секреты конкурентов или пытается добраться до начальства с целью их шантажа, то нося обычный костюм никто не заметит его татуировок и связей с якудза.