Найти в Дзене

Реки, дороги, учителя

Оглавление

Две вещи производят на нас необычное, почти магическое воздействие - реки и дороги. В чем их магия? Что такое магия вообще?

Оставив в прошлом мечту каждого психически здорового ребенка о волшебной палочке и шапке-невидимке, дадим такое определение магии.

Магия – это нечто, производящее особенно сильный эффект без видимых на то причин.

Именно эта «невидимая» составляющая и отличает магию от «всем известно».

Абсолютно не желая прикалываться, будучи совершенно в другом настроении, тем не менее, вынужден обратить ваше внимание на очередной оксюморон, противоречие, парадокс.

И реки, и дороги – очевидны, однако вызывают необычные, имеющие привкус магии, чувства. Как может быть так, чтобы невидимое, то есть для нас отсутствующее, производило на нас столь реальное впечатление?

В конце концов, это ведь не рентгеновское излучение?

Правда в том, что и рентгеновское излучение не так давно казалось магией, его ведь и называли «Х-лучами». Мы до сих пор не видим и не ощущаем «Х-лучи», однако «знаем», что они все-таки существуют.

Откуда мы это знаем?

Из эффектов, которые они производят. Эффекты настолько реальные, что люди, имеющие дело с рентгеном, даже на пенсию раньше выходят, что, согласитесь, ничем, кроме магии объяснить не получается.

* * *

Но я, как всегда, отвлекся.

Я лишь хотел обратить внимание, что не все, что кажется, является тем, чем кажется. А если что-то происходит - на то обязательно есть причина.

И если вам важны названия, можно назвать это особенное воздействие, которое производят на нас реки и дороги, «Х-фактором».

Реки

У Германа Гессе есть замечательная повесть, которую человек не практиковавший, не имевший соприкосновения с «Х-стороной» реальности, написать просто не смог бы.

Следовательно, Гессе имел, поэтому и смог.

Повесть «Сидхартха» - это рассказ о духовном пути, который прошел Сидхартха (имя Будды в миру). В последних главах он встретил человека, ставшего его последним учителем. Учитель научил Сидхартху учиться у реки.

В финальной сцене, уже после уходе своего учителя, Сидхартха сидит на берегу и получает просветление.

Речка в Смоленской губернии
Речка в Смоленской губернии

Можно долго спорить, откуда Гессе мог это знать, не придумал ли он все это, но я уверен – сам Шакьямуни поставил бы ему за повесть «Пятёрку».

С плюсом.

Дороги

Река – это дорога, проходящая между берегов-ограничений, преодолевающая их, не преодолевая.

Недаром даосы говорят, что из пяти элементов лучший – вода.

Вы обращали внимание, что прямых дорог не бывает?

Дороги вьются, обтекая препятствия, которые, как подсказывает рациональный ум, следовало бы снести на фиг бульдозером, чтобы не тратить энергию и бензин.

Даже если прямой участок дороги случается, то как предвестник неожиданного поворота, теоретически удлиняющего путь, практически же сокращающего.

Не уверен, что каждый думает о дорогах именно так, но уверен, что магия дорог пробуждает в каждом человеке нечто иррациональное, глубоко человеческое, духовное, влекущее туда, куда он прямым путем ну никак попасть не может.

Дорога. Прямой участок предвещает неожиданный поворот, а то и развилку.
Дорога. Прямой участок предвещает неожиданный поворот, а то и развилку.
И чем более человек старается, чем более прямые и легкие (как ему кажется) пути ищет, тем дальше оказывается от главной цели путешествия – самого себя.

Учителя

Конфуций сказал:

«Если по дороге идут двое, то один из них – учитель».

Что он имел в виду? К сожалению, Конфуций мне не доложил :)

Зато мой учитель много говорил о том, что Практика во многом является именно общением, взаимодействием. Однажды он даже заметил, что понимание и общение практически синонимы.

Новичкам кажется, что серьезная практика – это уход от взаимодействия с миром. Но, как я вам уже докладывал, не все, что кажется, этим является.

В случае с Практикой это точно так. Глубокая медитация на глубоком уровне и есть более глубокое взаимодействие, общение, более полное восприятие мира. Остальное – нюансы.

Реки, дороги, учителя

Почему же нас так влекут реки и дороги?

Сегодня, придя на берег речки в Смоленской губернии с намерением искупаться, я остался на берегу на несколько часов. Что я делал? Как говорит мой учитель: «Делал ничего». Воспринимал.

Предполагаю реакцию некоторых граждан в комментариях, но, тем не менее скажу: делал то же, что Сидхартха «делал», сидя на берегу реки.

Когда начинаешь понимать, что такое на самом деле обучение, становится ясно, что имел в виду Лао Цзы, когда говорил, что учиться можно и у собаки.

* * *

В комментарии к прошлой статье читатель канала написал, что согласно преданию, Будда якобы советовал не иметь учителей и «быть самому себе светильником».

Интересная мысль, хотя и не очень свежая, широко распространенная среди тех, кто серьезно не практиковал, но много читал книг, которые, согласно преданию, Будда настоятельно просил не писать в таком количестве о его методе.

Опять получается, что «Много званых, но мало избранных»?

* * *

Тот человек, живший у реки, ставший учителем Сидхартхи, научил его главному – научил учиться, показал Путь. Конечно, он не читал ему лекции и не давал домашних заданий. Тот человек понимал, в чем суть Практики, поэтому дал Сидхартхе метод, который сработал с рекой. Как сработал бы и с дорогой, и с слушанием соловьев в лесу – сработал бы везде.

Суть практики - в успокоении и остановке ума. Именно это является «секретным ингредиентом», «Х-фактором» абсолютно любой эффективной практики.

Остальное - малозначительные нюансы.

-3

---------------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

---------------------------------------------------------------------------