В одной из серий "Менталиста" (если не смотрели - рекомендую) главный герой спрашивает тренера боксера:
- "Так вы его тренировали?"
- "Да. Пока он не стал слишком умным для того, чтобы учиться".
Притча о полном стакане
Притча не нова. Только неграмотный или глухой ее не читал или не слышал.
Но не будем спешить. Кратко освежим содержание притчи.
Мастер объявил, что готов взять в обучение одного желающего.
Собрались многие - Мастер был чуть ли не самим Буддой.
В итоге Мастер принял самого, на вид, неграмотного, неподкованного в духовных практиках.
Тогда к нему подошел самый "подкованный", самый опытный, самый умный и поинтересовался, почему Мастер не взял его.
- "Ты как полный стакан. В тебя невозможно ничего добавить, все тут же вытечет через край".
Умный или "умный"?
Притча не о том, что умного невозможно научить. Она о том, что невозможно научить "умного".
В чем разница?
Умный понимает, что именно он понимает, а чего не понимает.
А если он совсем умный, то знает, что существуют вещи, о которых он вообще пока не имеет представления.
Умный использует свой ум себе во благо себе.
Ум - как хороший инструмент, как отточенный топор, которым срубить избу и проще, и быстрее, и качественнее, чем тупым.
Ну а "умный" - его полная противоположность.
Понятия следует прояснять. Разные люди склонны понимать одни и те же слова по-разному.
Третий не лишний, а необходимый
Вы обратили внимание? В определении умного человека - три компонента? И самый главный, ключевой из них - третий. Который не лишний, а абсолютно необходимый.
Умный человек понимает: то, что ему известно - это "Относительное знание", которое изменится, когда он станет еще умнее.
Банальный пример - классическая механика и релятивистская.
Много лет умные физики считали, что масса не зависит от скорости. Но они умные - поэтому продолжали искать. И нашли - таки. При околосветовых скоростях масса оказалась переменной, а не постоянной величиной.
Еще раз о "полном стакане"
Хорошие притчи - всегда "многослойные".
Мастер увидел не просто "полный стакан". Он увидел, чем именно стакан наполнен.
Но главное, что увидел Мастер - в чьих руках находится полный стакан.
Мастер увидел качество человека, его (не)готовность вылить часть жидкости, чтобы наполнить новой.
Иначе это был бы не Мастер, а школьный учитель. Или служитель культа.
- "Если ответ правильный - следовательно, молодец! И беда тому ученику, у которого наоборот".
Когда я поступал в ВУЗ, то вместе с решением, требовали сдавать и черновики. И даже если решение было неправильным, экзаменатор мог посмотреть черновик и, обнаружить, что ход мысли был верный - или даже интересный, хотя и неверный - и поставить "хорошую" оценку.
Что же такое Мастер?
Видите, как неожиданно иногда проявляются смыслы давно известных вещей?
Мастер - это не тот, кто видит очевидное.
Мастер видит более широкую картину, видит причины появления очевидного. Мастер видит то, чего не могут увидеть "третьеразрядники".
Мастер видит не картину, он смотрит целый фильм. Даже, скорее, несколько версий одного фильма.
==========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================