- Если честно, мне домой надо. Мама не знает, что я подрабатываю, - шмыгала носом девочка.
- Понял, принял, - улыбнувшись, Александр предложил заехать за оплатой и проводить Надю до дома.
Глава 1
Предыдущая глава
Глава 16
Сегодня Надя получила «тройку» по литературе. С натяжкой, как сказала учительница, расписываясь в дневнике. Расстроившись по поводу прорвавшейся ночью трубы, девочка не могла сосредоточиться на стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение…», которое вчера задавали выучить. Останавливаясь на каждой строчке и вспоминая, что там дальше, Надя была погружена в слёзы матери, огорчившейся из-за предстоящего ремонта в ванной и выплате соседям снизу приличной суммы. У тёти Веры был затоплен не только санузел, но и прихожая, и кухня.
Соседка так кричала и неистово барабанила в дверь, что перепугала всю лестничную площадку. Надя и Нина крепко спали и не сразу откликнулись на просьбу открыть. Но, когда женщина смогла разбудить нерадивых дочь и мать – уже было поздно. Квартира Нины медленно, но верно уходила в заплыв, а жилплощадь тёти Веры потерпела крушение и пошла ко дну, как огромный, отважный корабль. Слава богу, на первом этаже никто не живёт, и не придётся выплачивать за испорченные пол и стены.
Надя сидела за партой и смотрела в окно, не слушая Веронику Карповну. Ей было всё равно, что там написал Пушкин, в какие годы, и насколько пренебрежительно к нему относилось общество в девятнадцатом веке. Школьница жалела маму и хотела побыстрее уйти домой, чтобы утешить её. После уроков Надя немного поболтала с Олесей, сходила в магазин за стаканчиком сливочного мороженого для мамы, заглянула в почтовый ящик и поднялась на третий этаж пешком. Лифт, как обычно, был сломан и закрыт наглухо. Открывая дверь квартиры, Надя тихонько вошла, поставила портфель на пол, сняла ботинки и ветровку. Из кухни доносился сладковатый аромат чего-то жареного. Заглянув туда, девочка протянула маме мороженое и спросила, чем это так вкусно пахнет.
- Я решила приготовить тебе сюрприз, - ласково ответила Нина, поставив вафельный стаканчик на стол. – Я же так и не поздравила тебя с началом учебного года. Поздравляю, моя девочка, - поцеловав повзрослевшую дочь в щеку, Нина открыла духовку и вынула противень с шарлоткой. – С пылу с жару, - переложила в тарелку, разрезала на несколько равных кусков и предложила выпить чаю. – Как успехи в школе?
- Нормально, - Надя взяла себе ещё горячий кусок и подула на него.
- Много задают? – Нина лизнула подтаявшее мороженое.
- Не меньше, чем в седьмом, - жуя, ответила дочь и отхлебнула из кружки.
- Это хорошо, что ты не чувствуешь разницы.
- Мам, а где деньги брать? – положив надкусанный пирог на место, Надя стряхнула крошки с юбки.
- На что? На ремонт? Не переживай, я выкручусь.
- Нет, мам, мы должны вместе хорошо подумать.
- Не забивай себе голову, это моя головная боль…
- И моя тоже. Мама, мы – семья, поэтому я пойду на подработку.
- Ты с ума сошла, - Нина положила половину вафельного стаканчика рядом с шарлоткой, - тебе учиться надо. Где брать деньги - я буду думать, а ты занимайся уроками.
- Нет, мамочка, я уже взрослая.
- Смотрю на тебя, - Нина приподняла уголки губ, - и вижу Юлю.
- Нет, я никогда такой не стану, - присев на колени к маме, Надя задушила её в своих объятьях. – Я – не Юлька, я – Надя.
Не оставив мысль о заработке, на следующий день Надя узнала от Олеси об агентстве, куда можно устроиться распространителем листовок. Приехав в центр города, она вошла в серое здание, нашла нужный кабинет и постучала.
- Извините, но я не смогу взять вас на работу, - мужчина в чёрном костюме сидел за письменным столом и заполнял какие-то бумаги. – Никого не хочу обидеть, но с одной рукой вы не справитесь.
Надя начала было уговаривать непреступного бизнесмена, но тот настоял на своём и попросил покинуть кабинет. Обидевшись, девочка вышла и плюхнулась на стул.
- Не взяли? – рядом сидел мальчишка лет семнадцати, в синей куртке и огромных кроссовках. – Подожди меня, возможно, я смогу помочь, - он скрылся за дверью кабинета, а Надя осталась ждать, молча глотая слёзы.
Через двадцать минут парень вышел и позвал её на улицу.
- Сейчас поедем на площадь, - протянул ей пачку флаеров, запакованную в полиэтиленовый пакет, - а потом я получу оплату, и мы поделимся.
- Как это? – удивилась Надя.
- Я договорился, на раздаче будем стоять вдвоём, но за одну зарплату, - улыбчивый парень надел капюшон и пригласил пройти к остановке.
Поразившись щедрости незнакомца, Надежда побежала за ним и спросила, как его зовут.
- Саша, - пропустив Надю в автобус первой, Александр вошёл в салон и занял кресло рядом с ней.
- А меня – Надя.
- А я тебя помню, - парнишка снял капюшон. – Мы с тобой в больнице вместе лежали и мой день рождения праздновали.
Глаза Нади округлились до размеров пятирублёвой монеты.
- Не может бы-ыть!
- Может, - ещё шире улыбнулся Саша, - я бы тебя никогда ни с кем не перепутал.
Разговорившись с попутчиком, Надя узнала, что Саша с семьёй переехал поближе к бабушке в Подмосковье, потому что бабулю (мать Анны) разбил паралич. Отец Саши решил остаться в Смоленске на месяц и разобраться с бизнесом, чтобы закрыть и открыть на новом месте жительства. Но он разорился, и очень быстро.
- Мама как-то позвонила, а ей ответила посторонняя женщина, - Александр грустил из-за развода родителей. – Она что-то сказала маме, и та заплакала. Я маленький был, но всё помню. В комнате бабушка лежит, муж в другом городе, и я как раз приболел. Мама тогда две ночи рыдала в ванной.
- Какой кошмар, - Надя сочувствовала другу детства.
- Я отца только на суде видел после переезда. Пришёл с какой-то женщиной. Она выглядела счастливой, а моя мама места себе не находила… - замолчав, Саша посмотрел в окно. – Приехали.
Молодёжь вышла, Саша завёл Надю за остановку и закурил.
- Ты куришь? – удивилась девочка.
- Говорят, нервы успокаивает, - выдохнув едкий дым, парень внимательно посмотрел в глаза подруги. – Тебе будет неудобно. Верни мне флаеры. Передашь прохожему один, потом у меня возьмёшь.
Когда Саша докурил, было принято решение раздавать рекламу у небольшого рынка, где постоянно толпится народ. Саша сделал правильный выбор, и флаеры закончились через час.
- Можем взять ещё, и тогда нам заплатят в два раза больше, - парнишка держал Надю под руку и вёл к автобусной остановке.
- Если честно, мне домой надо. Мама не знает, что я подрабатываю, - шмыгала носом девочка.
- Понял, принял, - улыбнувшись, Александр предложил заехать за оплатой и проводить Надю до дома.
А Надя, в свою очередь, пригласила его в гости, чтобы порадовать маму.
- Саша, но почему же Аня мне ничего не сказала? – Нина была ошарашена услышанным, но не настолько, чтобы показывать вид, будто она в шоке от поведения Андрея. - Я бы приехала, помогла чем-нибудь, - она поставила перед парнем чашку горячего чая и предложила сушки и пряники.
- Вы бы видели её, - Саша растирал замёрзшие ладони и ёжился на стуле, - сначала бабушка, потом папа…
- Понимаю, Ане не до меня было, - присев у окна, Нина смотрела на повзрослевшего Сашу с неким любопытством. Надо же, совсем не изменился. Всё тот же мальчик, только выше ростом и уже пробившимся пушком на лице. – Аня сюда не вернётся, да?
- Не знаю, - ответил Саша, жуя баранку. – Бабушку недавно похоронили и… В общем, деду с сердцем плохо стало. Он давно на лекарствах. Думаю, пока дед не умрёт, мама не вернётся.
- А с папой ты общаешься?
- Нет. Я к нему не ходил и не собираюсь, - нахмурился Саша. – Я у дядьки живу. С матерью поссорился… Не хочу об этом говорить, - сгорбившись, он покраснел.
- Ладно, не буду тебя мучить. Поступай, как чувствуешь, - погладив мальчика по плечу, Нина попросила номер Ани.
Саша не хотел его давать, но и отказывать нехорошо. Продиктовав заветные цифры, Александр сделал глоток ароматного кипятка и уставился в окно. Нина оставила молодёжь и ушла в комнату, прихватив по пути телефон. Саша просидел с Надей до позднего вечера. Пообещав встретиться завтра, он покинул квартиру в хорошем настроении.
Почти три месяца Надя с Сашей работали распространителями листовок, разъезжая по городу. Наде удалось скопить кое-какую сумму, бо́льшую часть которой она передала маме, чтобы та вернула долг за ремонт квартиры тёте Вере. Оставалось отдать совсем чуть-чуть, но Надя решила потратить оставшуюся часть припрятанных денег, заработанных по двойному тарифу в декабре, на подарок маме к Новому году. Нину ожидал очень ценный подарок, упакованный в яркую коробочку с красным бантиком. Это были духи, купленные в киоске. Нина тоже приготовила подарок для заботливой дочери. Она купила ей молодёжную сумку для школы. Многие дети ходят с сумками, у которых длинный ремешок через плечо, а Надюша до сих пор с портфелем. Девочка уже взрослая, надо соответствовать, носить по возрасту не только одежду, но и аксессуары.
Накрывая на стол, Нина и Надя не ожидали, что к ним тридцать первого числа в гости нагрянет Саша. Открыв дверь, Надя была поражена большим количеством воздушных шаров и бутылкой шампанского. Саша поздравил её с Наступающим и позвал тётю Нину.
- Ой, теперь у нас две бутылки, - смутилась женщина, принимая в дар «Советское игристое». – Проходи, втроём веселее встречать Новый год.
Саша выглядел чересчур весёлым. Его несползающая улыбка радовала Надю и в то же время волновала. Сегодня парень был слишком возбуждённым. Он говорил без умолку, щурился и всё время дотрагивался до кончика носа. Сняв куртку и ботинки, гость прямиком двинулся в комнату.
- Отпусти их, зачем держать? - взял из тарелки ломтик варёной колбасы и плюхнулся на диван. – Они гелием заполнены.
- Чем? – Надя стояла в прихожей и держала плотные завязки, чем-то напоминающие серпантин.
- Гелий – газ такой. Специальный. Это мой дядька надыбал, - пережёвывая колбасу, Саша раскинул руки на мягкую спинку дивана. – А почему телевизор не смотрите? Там юмористическая передача идёт. – нащупав пульт под собой, нажал красную кнопку.
Нина в это время убрала бутылку в холодильник и протёрла ещё один бокал. Отпустив серебристые верёвочки, Надя подняла голову. Разноцветные шары парили под потолком, радуя поздравительными надписями: «С Новым годом!», «Поздравляю!».
- Ты какой-то другой сегодня, - вдоволь насмотревшись на воздушные шарики, Надя присела рядом с Сашей.
- И как это понять? – парень щёлкал по кнопкам, уставившись в экран телевизора.
- Непонятный какой-то, - пожала плечами девочка, всматриваясь в стеклянные глаза друга.
Прикусив нижнюю губу, Саша обернулся, чтобы убедиться, нет ли позади тёти Нины, и сразу прильнул к уху Нади:
- Меня тут кое-чем угостили, - зашептал он, не скрывая ухмылки, - только между нами, хорошо?
- Угу.
Вынув из кармана джинсов маленький целлофановый пакетик, Саша показал его подруге и моментально сунул обратно.
- А что это? – вполголоса спросила девочка.
- Это мой тебе сюрприз. Только т-с-с, никому.
Заметив краем глаза входящую в комнату тётю Нину, Саша выпрямился, а Надя отодвинулась чуть подальше.
- Садимся за стол, провожаем Старый год и ждём наступление Нового, - улыбнувшись, Нина поставила уже распечатанное охлаждённое шампанское.
Проводив Старый год, перекусили, немного поговорили о жизни и переключились на просмотр новогодних телепередач. Чуть позже Нина подала к столу запечённые куриные ножки, которые купила специально к празднику, поздравила дочь, подарила сумку и извинилась перед Сашей, потому что никто не знал, что он зайдёт в гости.
- Ничего страшного, - заверил молодой человек, хлюпая носом, - я хотел сделать сюрприз.
- Мне кажется, ты простыл, - забеспокоилась Нина, потрогав лоб парня, - но температуры нет.
- У меня часто насморк, - Саша вытер под носом рукавом свитера.
Надя, поглядывая на друга, сдерживала улыбку. Она уже успела сообразить, что за чудодейственный порошок он принёс. Ей не терпелось взглянуть на это вживую, поэтому после боя курантов и плотного позднего ужина она всеми силами выпроваживала маму лечь спать.
- Я ещё не до такой степени устала, чтобы пропустить новогоднюю ночь, - отшучивалась мама, стоя у окна и выжидая салют. – Разве я вам мешаю? Неужели не хочется провести последние несколько часов в кругу семьи, уютной обстановке, как раньше?
- Ой, мам, я уже взрослая, - Надя ёрзала на диване и незаметно трогала пальцем Сашу, чтобы он помог отправить маму в постель.
Надя никогда не отказывалась проводить огромное количество времени с мамой - наоборот, она безумно любит Нину, но именно сегодня её жутко заинтересовало, что будет, если попробовать запретный плод, о котором недавно, на перемене, услышала занимательный разговор мальчишек постарше.
Саша сидел с широко открытыми глазами и пялился в голубой экран. Часто похихикивал невпопад, всё так же натирал пипку носа и чесал шею. Не обращая внимание на тычки Нади, он вдруг встал и попросил десерт.
- Тёть Нин, а есть что-нибудь сладкое?
- Могу предложить чаю, - обернулась Нина, - или яблочное варенье. Сама варила.
- О! Варенье подойдёт, - упав на диван и поджав под себя одну ногу, парень облизнулся.
______________Фрагмент удален_______________
- Вот. – вернувшись, Нина принесла открытую пол-литровую баночку ароматного варенья и передала гостю.
Навернув четыре полных столовых ложки, Александр выдохнул.
- Спаси-ибо, - и поставил ополовиненную банку на стол.
- Не слипнется? – пошутила Нина и вновь уставилась в окно.
- Не-а. Если бы не ел, то смог слупить бы всё разом, - промурлыкал гость и подмигнул Наде.
Попробовать презент от друга не удалось. Мама сидела в комнате до последнего. То салют она хотела посмотреть, то новогодний концерт. Надя не понимала, что мать ждёт ухода Саши, потому что, во-первых, он уже взрослый мальчик и мало ли что, и, во-вторых, она сразу подметила его чудаковатость. Думала, что он уже пришёл поддатый, но раз от него не пахнет - значит, что-то курил. Время сейчас такое, молодёжь стала необузданной. Им всё интересно, всюду нужно засунуть свой любопытный нос, набить шишки, ошибиться. Ладно бы ошибки были плёвыми, но вот, например, из соседнего подъезда неделю назад увезли пятнадцатилетнего хулигана, надышавшегося какой-то дряни. И кто придумал такое опасное баловство? Откуда у детей возникает стремление проверять непотребства на зуб? Вот и Нина, наслушавшись и насмотревшись на детей соседей, знакомых, сделала соответствующие выводы: держать Надю в узде, пока есть силы, иначе пропадёт.
Новогодняя ночь закончилась ничем. Проводив Сашу, Надежда умылась и легла спать.
- Надюш, после обеда съездим в «Сад Блонье»? Я фотоаппарат у дяди Паши попрошу, - в комнату вошла мама и встала у стены.
- Он же просил не приходить, иначе заразит своим гриппом, - Надя лежала на спине и рассматривала люстру.
- Но я же не в гости, а за…
- Да не хочу я, - огрызнулась девочка и повернула на бок. – Я спать хочу, - накрылась с головой и затихла.
- Ты почему нервничаешь? Что с тобой? Саша обидел? – подойдя к кровати, Нина тронула дочь за ногу.
Нога моментально скрылась под одеялом.
- При чём здесь Саша? – высунув голову наполовину, Надя нахмурила брови. – Мы хотели поболтать, а ты всё не уходишь. Сидишь и сидишь. Так скучно было, что всё бесит.
- Ничего себе, Надя. Наденька, почему ты так грубо со мной разговариваешь? – Нина села и погладила одеяло.
- А тебе не понятно, да?
- Он тебе нравится, - заулыбалась Нина, решив, что дочь влюбилась.
- Если и так, то что?
- Ничего. Я очень за тебя рада. Это твои первые чувства…
Надя постоянно перебивала и не давала договорить.
- Всё, иди. Я спать хочу.
Спрятавшись под одеялом, Надя начала раздумывать, как и где встретиться с Сашкой, чтобы исполнить задуманное.
Но дальнейший план был испорчен самим Сашей. Когда он вернулся домой и «набаловался» вдоволь, то его дядька, обнаружив племянника лежащим на полу, вызвал скорую. Парня увезли в больницу и оттуда его поставили на учёт в наркологический диспансер. Узнав о новом статусе Саши, Нина немедленно позвонила Анне и рассказала страшную новость, но Аня не выразила и доли удивления. Набравшись смелости, она выложила всю правду о своём сыне, который занимается ерундой вот уже два года. Поэтому сын поссорился с ней и переехал жить к её брату.
- Я запрещаю тебе общаться с Сашей, - выпалила Нина, встретив дочку, пришедшую из магазина. – Ни в коем случае не приближайся к нему. Этот наркоман втянет тебя в свою игру, и ты станешь такой же.
- Ого, как ты о нём отзываешься, - Надя вошла и отдала пакет с хлебом. – Ты же его так расхваливала, что вдруг произошло?
- Его мама рассказала всю подноготную. Это ужас, Надя. Не вздумай с ним дружить.
Остаток дня Надя слушала наставления матери. Соглашалась, не спорила, иногда поддакивала. Делала вид, что понимает, как опасно связываться с такими, как Саша, но в голове тайно держала мысль встретиться с ним и сделать первый шаг. Ведь чем больше запрещают, тем сильнее хочется самой проверить. К счастью Нины, Саша внезапно исчез из жизни Нади и не появлялся в её квартире. Он не звонил, не искал встреч и не давал о себе знать три с половиной года. Надя закончила школу хорошисткой и поступила в педагогический институт на бюджет. Радуясь успехам дочери, Нина не могла поверить, что ей не придётся влезать в кредиты и оплачивать высшее образование. Надя – дочь, о которой можно только мечтать!
Но после окончания первого курса Наде пришлось срочно перевестись на заочное отделение и устроиться на работу.
Спасибо за ваши лайки, репосты и комментарии.
Подписывайтесь на канал "Ольга Брюс"