В 2021 году Россия отмечает 60-летнюю годовщину первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Мой родной город Самара (на тот момент Куйбышев) оказал значительный вклад в это событие, так как именно в нашем городе на заводе АО РКЦ "Прогресс" собирали и продолжают собирать те самые ракета-носители "Восход". Именно поэтому Самара по праву считается Космической столицей России. Помимо этого в Самаре на заводе ПАО «ОДК-Кузнецов» производят ракетные двигатели РД-107А/108А и НК-33, закрытые испытания одного из которых я посетил.
Для огневых испытаний ракетных двигателей РД-107А/108А и НК-33 в нескольких десятках километрах от предприятия существует уникальный испытательный комплекс обособленное подразделение (ОП) «Винтай». Каждое изделие для космических программ испытывается на стендах ОП «Винтай» перед отправкой заказчику. Предприятие закрытое и сюда можно попасть только сотрудникам либо по специальному приглашению.
Решение о строительстве испытательного полигона было принято в 1958 году в связи с организацией производства жидкостных ракетных двигателей на заводе №24 имени Фрунзе (ныне ПАО «ОДК-Кузнецов»). На строительство указанного комплекса была выбрана площадка «В» в районе 61-62 километра шоссейной дороги Куйбышев – Москва, село Винтай.
В четвертом квартале 1958 года Главспецстрой приступил к строительству испытательного комплекса, который решено было присвоить наименование «Химзавод» для открытой переписки. Предприятие полностью автономное, оборудовано своей котельной и водоснабжением.
31 августа 1961 года были проведены первые стендовые испытания ракетного двигателя. В 2020 году стенд №1 включился в семитысячный раз, стенд №2 перешагнул порог в 6 тысяч испытаний в марте 2021 года.
Сначала двигатель с завода ПАО «ОДК-Кузнецов» привозят в это здание, где осуществляется его подготовка перед испытанием.
Перевозка осуществляется вот в таких металлических корпусах.
Далее переставляют на специальную платформу
Вот те самые двигатели (слева направо) НК-33 РД-107А/108А
После подготовки двигатель перевозят на стенд. Стенда для огневых испытаний два - один вертикальный, второй наклонный. Мы смотрели испытания на наклонном, вот так он выглядит.
Обязательным условием считается присутствие пожарных на площадке
Всем раздают беруши, т.к. шум во время испытаний очень сильный.
Подтвердить надежность ракетного двигателя можно только одним способом -испытать. Его крепят на специальном стенде и запускают, при этом производится регистрация около 250 параметров. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль
Перед запуском все вокруг поливается водой
Старт! Не представляете, какой грохот начинается во время испытаний. Нас резко обдало звуковой и тепловой волнами.
За пару минут испытаний сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.
Испытания завершены. Далее двигатель отправляется обратно на завод, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют на АО «РКЦ «Прогресс», где устанавливают на ракету.
А таких двигателей на ракете стоит 5!
Ну а дальше мы отправимся на сам завод и посмотрим, как эти двигатели собирают. Чтобы не пропустить, ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback
О моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать в инстаграме: https://www.instagram.com/bepowerback/
Еще советую посмотреть мой фильм про Байконур:
12 апреля - это не просто годовщина первого полёта человека в космос. В этот день мы не только вспоминаем о былых победах , но и подчеркиваем, что Российская космическая отрасль и сегодня активно развивается. Научно-образовательный центр «Инженерия будущего», в который входит и ОДК Кузнецов, активно развивает перспективную идею создания в Самаре центра коммерческого космоса и центра экспериментов в космосе.
Связь: @evgeniy_dogadkin
nocsamara.ru
facebook.com/irr63
vk.com/enginethefuture
https://twitter.com/irr_63
www.instagram.com/irr.smr