Он все вглядывался в чарующие переливы жемчужной скорлупы морской раковины и словно уносился в какое-то иное измерение. Там, в глубине, художник видел рождение мира, истинную красоту, сияние млечного пути и мерцание капель на солнце. Все рождалось и все заканчивалось в этой раковине.
Сувенир принес уже больному Михаилу Александровичу Врубелю поэт Максимилиан Волошин. В это время художник лечился от сильнейших приступов маниакально депрессивного расстройства. Шел 1902 год.
Когда поэт ушел, Врубель еще долго всматривался в скорлупу раковину. Там, внутри, рождается жемчужина, происходит чудо, подобное сотворению жизни, сотворению мира.
Он тут же схватил листы бумаги и начал что-то рисовать. Тот самый изгиб, тот узел спирали, где все рождается…
Полотно «Жемчужина», написано между приступами болезни в 1904 г.. Сам художник остался недоволен, он говорил, что вовсе не собирался рисовать «жеманные фигурки», что они недостойны такого волшебного грота.
Николай Рерих увидев «Жемчужину» сказал: «Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами ''что'' и ''как''... Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства».
Мотив раковины не отпускал Врубеля еще долго. На своем последнем автопортрете он держит в руках ту самую раковину. Он выполнял этот рисунок уже будучи почти ослепшим. Позади художника, на шкафу, стоит фарфоровая фигурка лебедя, как напоминание о его самом прекрасном женском образе «Царевне-лебедь». Год спустя Врубель вовсе не сможет больше рисовать.
Подписывайтесь на мой канал об истории , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!