Прежде, чем продолжить рассказ, ещё раз обращу внимание читателей на то, что всё это время, говоря о прото-метале, мы одновременно говорили и о прото-харде. Но в 1969-1970 годах хард-рок окончательно оформился как стиль, а хэви-метал продолжал своё становление в недрах харда всю первую половину 70-х годов прошлого века. Весь вышеозначенный период критика пользовалась терминами "хард" и "хэви-метал" как взаимозаменяемыми. С этой точки зрения многие известные хард-рок группы одновременно могут считаться и прото-металлическими. При чтении заметки прошу это обстоятельство учитывать.
1969 год - ключевой в истории и рок-музыки в целом, и харда с металом в частности. Именно в этот год с интервалом в девять месяцев (в январе и октябре) вышли альбомы Led Zeppelin и Led Zeppelin II. На них в концентрированном виде сошлись наработанные ранее всеми перечисленными в первых двух частях коллективами идеи, сделавшие тяжелую музыку такой, какой мы её знаем. У Led Zeppelin с самого начала был полностью сформированный, отличительный стиль. Доведя до логического завершения эксперименты по соединению тяжелого, искаженного электрического блюза с кислотной психоделикой, Zeppelin создал величественный и мощный звук, построенный вокруг драматического вокала, простых, запоминающихся гитарных риффов и громыхающих барабанов. Хард-рок был рожден.
Помимо двух пластинок Цеппелинов в 1969-ом вышла целая россыпь изданий, претендующих на то, чтобы называться полноценным хард-роком (и прото-металом). Среди них стоит отметить Free "Tons of Sobs"(март 1969-го),
Ютуб-канал Tom Kane
Humble Pie "As Safe as Yesterday Is" (апрель 1969 -го), музыка которого была в основном написана Стивом Марриоттом, перешедшим из упомянутых во второй части рассказа Small Faces, и будущим лауреатом премии Грэмми Питером Фрэмптоном,
Ютуб-канал fritz5133
Spooky Tooth "Spooky Two" (и вновь март 1969-го), на котором есть, на мой взгляд, как минимум одна полноценная металлическая композиция,
Ютуб-канал theMusiCandMedicinE
Сравните.
Но ни этим, ни другим работам в новом стиле не удалось добиться таких успехов, какие были у Led Zeppelin. Их первый альбом достиг 10-места в Billboard-200 и 6-го в альбомном чарте Великобритании, а также отметился в чартах Австралии, Германии, Канады, Дании, Франции, Японии, Норвегии и Испании. Второй покорил вершину, став первым одновременно и в США, и в Великобритании, а заодно в Испании, Германии, Австралии и Канаде. Кроме того он попал в чарты Японии, Франции, Норвегии, Италии. Это был мировой триумф. Можно сломать сотни копий, спорить до хрипоты о сравнительных музыкальных достоинствах "Свинцового Дирижабля" и других упомянутых и не упомянутых мной групп, отмечать удачную работу менеджмента группы, но невозможно отрицать, что прорыв удался именно Led Zeppelin. И в глазах миллионов именно они стали первым олицетворением хард-рока и одним из главных прародителей хэви-метала.
В итоге Британия застолбила за собой право называться родиной хард-рока. А что же Америка? В 1969-1970 годах дуплетом выстрелили сразу три группы, внесшие свой вклад в дальнейшее формирование "тяжелого металла".
Первой выступила детройтская группа MC5. Её дебютный концертный альбом "Kick Out the Jams", записанный в канун и в день праздника Хэллоуин в 1968 году, вышел в феврале 1969-го. Несмотря на то, что группа считалась частью гаражно-психоделической сцены, её грубый дисторшированный звук оказал большое влияние как на складывающийся стиль хэви, так и на более поздний панк. Второй диск "Back in the USA" может поспорить с первым за звание самого лучшего и наиболее влиятельного.
Ютуб-канал Bill Board. Мне одному эта песня напоминает творчество группы... Status Quo? Помнится, что год назад, когда я написал полемическую заметку "Играла ли группа Status Quo хард-рок", многие комментаторы были уверены, что нет. А прото-метал играла?
В июле 69-го вышел диск гитариста группы The Vagrants Лесли Уэста (Leslie West) и продюсера группы Cream Феликса Паппаларди (Felix Pappalardi) "Mountain", а уже в марте 70-го под названием Mountain они выпустили альбом "Climbing!". Оба альбома - это хард-рок с тяжелыми блюзовыми гитарами, ревущим вокалом и несомненным влиянием Cream.
Ютуб-канал TarAntXon. Известнейшая песня коллектива, претендующая на гордое звание прото- или ранне-металической.
Чуть выше я написал про три группы и дуплет. Был неправ. Третья группа - Grand Funk Railroad (позже просто Grand Funk) произвела целый залп. Август 1969 года - альбом "On Time", декабрь - "Grand Funk", он же "Red Album", июнь 1970-го - "Closer To Home". Grand Funk стал наиболее известной, влиятельной и коммерчески успешной американской хард-роковой группой в период с 1970 по 1976 год. Все три названных выше альбома попали в чарты США, Канады и Австралии.
Ютуб-канал JohninFunk
И ещё одну американскую прото-металическую команду необходимо вспомнить в связи с вот каким обстоятельством. Зачастую хэви-метал связывают с мистикой и оккультизмом. Понятно, что это далеко не всеобщая тенденция для метал-групп, скорее некий ярлык, прилепляемый на стиль по большей части его недоброжелателями. Тексты "металлических" песен могут касаться чего угодно. И соответствующий имидж и антураж присущ далеко не всем, играющим метал. Но определенные основания для такого мнения всё же имеют место. И первой группой, использовавшей "темную" лирику, атрибутику в виде перевернутых крестов и черепов и превращавшей свои концерты в сатанинские ритуалы, наполненные колдовством и черной магией, была чикагская формация Coven. Из музыкальных особенностей стоит отметить вокал Джинкс Доусон (Esther " Jinx" Dawson). Это, впрочем, неудивительно. Оперному пению она обучалась.
Осталось добавить, что басиста группы звали Оз Осборн (Gregory "Oz" Osborne), а первая песня с первого альбома "Witchcraft Destroys Minds & Reaps Souls" называлась... правильно - "Black Sabbath".
На этом прервемся... Следующая часть будет заключительной.
Предыдущие части:
Metal Music. Прото-метал (Proto-Metal). Часть 1. 1964-1967.
Metal Music. Прото-метал (Proto-Metal). Часть 2. 1968 год.